Развитие немецкой
классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).
Труды
Гегеля: “Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”,
“Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По
тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов,
которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин:
«Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса.
Критическое
отношение к Канту.
1.
Существуют бесконечные по содержанию понятия.
2.
Диалектика устраняет антиномии.
Гегель
изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика –
наука о развитии и метод мышления.
Законы
диалектики (развития):
1. Закон
единства и борьбы противоположностей.
2. Закон
перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон
отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию
с учетом второго.
Эти
законы преодолевают кантовский антиномизм.
Объясняет
общую форму процесса познания:
Тезис
--> Антитезис --> Синтез
Из
антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает
противоречие между тезисом и антитезисом.
Снятие.
Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.
Нужно
уметь преодолевать противоречия.
Философия
Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).
Кант
устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.
Кант
напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат
плавать.
Гегель:
«Философия есть дочь своего времени».
Сознание,
мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается
самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом
изучении природы, а самопознании.
Структура философии Гегеля.
1.
Логика. Это работа рассудка.
Логика рассудка – формальная логика.
Рассудок
не идет дальше формально логических определений.
Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.
Пример
определения электрического тока. Электрический ток – направленное
(упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и
силой тока.
Гегель
рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.
Учение
о бытие: бытие, небытие,
становление. (Триада) Три ступени развития.
Учение
о сущности: противоречие между
содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др.
парные категории.
Сущность
(также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее
существенных свойств.
Учение
о понятии: результат логического
познания – это понятие.
Понятие
возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой
деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.
Благодаря
понятиям для нас мир и существует.
2.
Философия природы. (первое была
логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)
Свойство
природы – движение, т.е.
способность порождать саму себя.
Движение
– становление, порождающее само себя.
В природе
духовное находится в неразвитом виде.
3.
Философия духа. Тоже есть триадичность.
Субъективный
дух – учение о душе (психология).
Объективный
дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.
Абсолютный
дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается
в трех формах: искусство, религия и философия.
Философия
Гегеля – система объективного идеализма.
Абсолютизация
разума: всё подчинено разуму и
связано с ним.
Система Гегеля
есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового
времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом
разума и доказало свою разумность.
Дух
первичен. Он исходная точка. У
всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.
Познание – это способ существования духа.
Что
познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела,
поступки. Это для человека.
А что
было до человека? Природа выражение бытия духа.
Дух на пути
самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью
– материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.
Дух
-> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание
народа) -> Абсолютная идея
Это этапы
проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание),
государство (сознание народа).
Слабый
дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.
Абсолютная
идея – новое состояние, в котором
дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.
Самопознание
– есть процесс развития. Природа
не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового
разума, открытие основных законов движения.
Формы
осознания абсолютной идеи:
1.
Мифология
2.
Мировые религии. Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно
постижим.
3. Наука.
4.
Законы.
Философия права.
Практически
все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть
озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.
По Гегелю
моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли:
подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид
проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое
действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид
отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий
человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает
свои действия и последствия своих действий.
Одним из
последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл
Маркс.
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21