Гносеология
– теория познания, рассматривает
вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины. Возникла в 19
веке. Основы заложил Кант.
Познание
– процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании
человека.
Субъект
познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир,
бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя –
самопознание.
Результаты
познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего
человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью
материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной
культуры.
В
процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
- познает
окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое
либо для себя, либо для человечества);
- познает
окружающий мир через результаты познавательной деятельности других
поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко
всем видам материальной или духовной культуры).
В
философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм
и агностицизм.
Сторонники
гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на
настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает
потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто —
идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в
познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута
последовательная теория агностицизма, согласно которой:
- сам
человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря
ограниченным познавательным возможностям разума);
- сам
окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону
предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов
и явлений – "вещей в себе".
Идеалисты
считают познание самостоятельной деятельностью
идеального разума;
Материалисты
считают познание процессом, в результате которого
материя через свою отражательную способность – сознание –
изучает сама себя.
Современная
гносеология в своем большинстве
стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
1. Основной метод познания диалектика. Принцип
диалектики – это единство диалектических категорий.
Категории – предельно общие понятия.
Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное.
Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и
бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.
2. Практика
– признавать главным способом познания практику (деятельность человека по
преобразованию окружающего мира и самого себя);
3.
Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в контексте
их исторического возникновения и становления;
4. Объективности
– признавать самостоятельное существование предметов и явлений
независимо от воли и сознания субъекта.
Познающим
субъектом является человек – существо, наделенное разумом и чувственным
познанием и освоившее арсенал познавательных средств
накопленных человечеством.
Полноценная
познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.
Объектом
познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).
Чувственное и логическое познание.
Две
основные формы познания: чувственное и логическое познание.
Чувственное
познание выступает в форме образов, которые возникают в
результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.
Образы –
это ощущения, восприятия и представления.
Чувственное
познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.
Восприятием называется целостный чувственный образ предмета,
когда одновременно работают несколько органов чувств.
Представлением называется чувственный образ
предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета
перед органами чувств.
Элементы
памяти.
На этапе
перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.
Логическое
познание выступает в форме суждений, умозаключений и понятий.
Основные
формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Логическая
форма есть способ связи частей мыслимого содержания.
Способ
связи может быть одним и тем же
для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается
своим особым содержанием от всех других мыслей.
1. Суждение.
Например: Сатурн есть планета.
Глагол есть часть речи. Кутузов есть великий полководец.
Содержание
мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.
S – предмет
утверждения, Р – что утверждается о предмете.
Символы S и Р. S есть P – суждение.
Суждение
состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.
Логическая
связка может быть утвердительной или отрицательной.
Есть, не
есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.
Суждение
– это строгая форма отличная от предложения или вопроса.
Сложные
суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических
союзов.
Конъюнкция
– логический союз И.
Дизъюнкция
– либо…, либо…. Или
Импликация
– если А, то В.
Эквивалентность.
Тогда и только тогда, когда…
2. Умозаключение.
Выведение
суждения из других суждений называется умозаключением.
Горизонтальная
черта означает следовательно.
1. а = в 1. Сократ человек
2. в =
с 2. Люди
смертны
_______ _________________
3. а =
с 3. Сократ смертен
Отношение
двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а
третье – заключение. Черта – следовательно.
Умозаключение
бывает индуктивным и дедуктивным.
Дедукция - От общего к частному.
Индукция - От частного к общему. Полная и неполная.
А1 есть В
А2 есть В
…
Аn есть В
Известно,
что А1-n исчерпывает все предметы класса В.
Железо –
твердое тело
Медь –
твердое тело
Золото –
твердое тело
Платина –
твердое тело
_________________
След.,
все металлы – твердые тела.
Неполная
индукция носит вероятностный характер.
Необходима
полная индукция. То есть наиболее полная характеристика класса исследуемых
предметов.
Взаимосвязь
индукции и дедукции.
3. Понятие есть непосредственное единство общих существенных
признаков предметов.
N=abcd
Содержание
понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в
какой-либо области знаний.
Процесс
логического познания:
Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)
Определение
формальной логики: формальная логика изучает логические формы.
Формальная
логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.
Основатель
формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.
Формально-логические
законы не зависят от воли людей.
Закон
тождества.
Объем и
содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе
рассуждения.
А=А
Закон
противоречия.
Нельзя
одновременно отрицать и утверждать одно и то же.
Петров
знает английский язык. Петров не знает английский язык.
Антиномии
Канта.
Закон
исключенного третьего.
Закон
исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того
суждения к которому мы пришли, или его отрицания.
Истинно
либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.
Закон не
применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.
Все
законы применяются одновременно.
Закон
достаточного основания.
Доказательственность.
Истинными
(достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены достаточные основания. То есть их
истинность не вызывает сомнения.
Новые
положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.
Общенаучные
методы и формы познания.
Наука – сфера человеческой деятельности,
функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний
о действительности;
включает как деятельность по
получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в
основе научной картины мира;
Наука также обозначение отдельных отраслей
научного знания.
Непосредственные цели – описание,
объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе
открываемых наукой законов.
Система науки условно делится на
естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Зародившись в древнем мире, начала
складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в
важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы
общества и культуру в целом.
Объем научной деятельности с 17 в.
удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий, научной информации,
числа научных работников).
В развитии науки чередуются экстенсивные и
революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры,
методов познания, а также форм ее организации;
для науки характерно сочетание процессов
ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных
исследований.
Научное знание как и сама
наука может быть охарактеризована с некоторых позиций (критерии
научности):
1. Системность (структурность:
возможность переходить от простого к сложному и обратно, взаимосвязь частей и
целого);
2. Возможность логического доказательства
(фундамент доказательства – законы формальной логики);
3. Возможность экспериментальной проверки;
4. Отчетливое языковое выражение мысли.
Нет противоречий в определении одного и того же понятия. Закон тождества.
Общенаучные
методы (приемы образования понятий):
Анализ – мысленное расчленение содержания предмета
Синтез
– мысленное соединение признаков
предметов
Сравнение – установление сходства и различия между
рассматриваемыми предметами
Абстрагирование – выделение единства признаков
Обобщение
– более богатая совокупность
признаков
Например,
человек, природа, общество.
Результат
обобщения – общие понятия “животное”, “организм”.
Аналогия - вывод основанный на
сходстве свойств предметов.
А имеет
признаки авсд
В имеет
признаки авс
________________
Вероятно,
что В имеет признак д.
Аналогия
начальный процесс познания.
Аналогия
берет примеры относящиеся к заведомо разным случаям.
Аналогия
не пригодна для доказательства и опровержения суждений.
Я на прошлой лекции называл методы и приемы
образования понятий:
Анализ,
Синтез, Сравнение, Абстрагирование, Обобщение, Отвлечение (абстрагирование).
Это так же и методы научного познания.
Для эмпирического познания характерными являются две
формы – наблюдение и эксперимент.
Наблюдение
– это целенаправленное чувственное познание изучаемого объекта.
Познание осуществляется с помощью человеческих
органов. Приборы лишь усиливают человеческие органы.
Эксперимент
– изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент
исключает какие-либо случайные факторы.
Третья форма научного познания (метод научного
познания?) – Моделирование – использование для изучения копию
(модель) изучаемого объекта.
Модель –
конструкция построенная по формально-логическим законам.
Непосредственным источником научного знания являются
научные факты.
Научный факт → проблема → гипотеза → теория.
Под фактом понимается фиксирование реальной ситуации и
отличие ее от вымышленной. Факт – это событие, результат.
Научный
факт – это особого рода
предложения (суждения, умозаключения), фиксирующие эмпирическое знание;
Индукция.
Переход
от эмпирического факта к теоретическому положению – посылке.
НЛО,
снежный человек и т.д. – это не научные факты.
Как форма
эмпирического знания научный факт противопоставляется теории или гипотезе.
Что эти
факты означают?
Возникает
проблема. Проблема – научный вопрос. Чтобы решить проблему, необходимы средства
познания: система понятий, методология и методика исследования, техническое
оснащение и т.д.
Предположительное решение проблемы называется гипотезой.
Если гипотеза оказывается правильной, т.е. нет
противоречий логических и с эмпирическим опытом, то гипотеза становится
теорией.
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21