Главная

Персоналии

Р

Равесон-Молье Феликс

РАВЕСОН-МОЛЬЕ (Ravaisson-Mollien) Феликс (род. 25 окт. 1813, Намюр, Бельгия – ум. 18 окт. ,1900, Париж) франц. философ, ученик Шеллинга. Бог передает природе и универсуму, считает Равесон-Молье, только часть своего совершенства, чтобы дать им возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться. Осн. произв.: «Rapport sur la Philosophie on France au XIX siecle», 1867.

Радлов Эрнст Леопольдович

РАДЛОВ Эрнст Леопольдович (род. 1854, Петербург – ум. 1928) – рус. философ, член-корреспондент Российской академии наук (с 1920), директор Петербургской публичной библиотеки (1917 – 1924). Считал себя последователем философии В. С. Соловьева, посвятил своему учителю ряд работ, в т. ч. «Учение Соловьева о свободе воли» (1911). Осн. научные интересы его находились в области истории философии. Радлов был большим знатоком философии Аристотеля. Им написаны монографии «Этика Аристотеля» (1884) и «Об истолковании Аристотеля» (1891); ему принадлежат первые переводы «Феноменологии духа» Гегеля (1913), при его участии издано собр. соч. Платона. Радлов явился критиком методологических установок историко-философской концепции А. И. Введенского («Очерк истории рус. философии», 1912), предлагавшей трехчленную периодизацию истории рус. философии. Сам Радлов выдвинул двучленную ее периодизацию: подготовительный период (до Ломоносова) и построительный (от Ломоносова и далее). Большое количество работ Радлов опубликовал по истории рус. философии. По его мнению, в рус. философии имелись два осн. направления: первое шло от «чужой мысли» (византийской, польск., западноевропейской) и «не противопоставляло себя иноземным течениям», второе, появившись под чужим влиянием, стремилось выразить национальное миросозерцание, «соответствующее свойствам рус. народа». Здесь он на первое место выдвигает славянофилов. Радлов неоднократно обращал внимание на особенности рус. философии, находя их в обращенности к «исканию правды и смысла жизни», а также в мистицизме, пронизывающем все проявления рус. мысли. Кроме того, он подчеркивал ее преимущественный интерес к этическим вопросам, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте.

Райл Гилберт

РАЙЛ (Ryle) Гилберт (род. 19 авг. 1900, Брайтон – ум. 1976, Оксфорд) англ, философ, один из основоположников лингвистической философии, профессор философии в Оксфордском ун-те. Полагал, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев дезориентирует человека и приводит его к «категориальным ошибкам» – неоправданному отнесению фактов, соответствующих одной категории, к некоторой др. категории. Согласно Райлу, многие философские проблемы формулируются в виде дилемм, напр. фатализм – индетерминизм, удовольствие – страдание и т. д. Эти дилеммы разрешаются в результате тщательного лингвистического анализа и уточнения значения слов и выражений. Его концепция сознания близко подходит к бихевиоризму, поскольку, как считает Райл, все, относящееся к духовной жизни человека, следует сводить к наблюдаемым действиям и объяснять в терминах поведения и реакций. Осн. произв.: «Philosophical arguments», 1945; «Dilemmas», 1954; «The concept of mind», 1959.

Райх Вильгельм

РАЙХ (Reich) Вильгельм (род. 24 марта 1897, Галиция – ум. 3 нояб. 1957, Льюисбург, США) – австр.-амер. врач и психолог, фрейдист. С 1933 – в США. По Райху, любой тоталитарный строй основан в конечном счете на сексуальном подавлении, становящемся основой характера и служащем источником массовых неврозов. В таких случаях становится возможной укорененность господствующей социальной системы в психической структуре индивида. Утверждая физическую реальность психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и развивал натурфилософское учение об универсальной космической жизненной энергии – «органе». В 60-х годах движение «новых левых» объявило его своим идеологом. Многие идеи Райха были развиты в соч. Т. Адорно, Э. Фромма. Осн. соч.: «Massenpsychologie des Faschismus», 1933; «Charakteranalyse», 1970; «Die sexuelle Revolution», 1971; «Die Funktion des Organismus», 1972.

Рамакришна

РАМАКРИШНА, настоящее имя Гададхар Чаттерджи (род. 20 февр. 1834, Камарпукар, Бенгалия – ум. 16 авг. 1886, Калькутта) – инд. мыслитель и религиозный реформатор. Популярную форму веданты (Шанкары) он объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира и в которой их формы молитвы получают свое завершение и гармонию. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его ученик Вивекананда (1862-1902) основал миссию для распространения идей Рамакришны в Индии и Америке.

Раме Пьер де ла

РАМЕ (Rame) Пьер де ла (род. 1515, Кю, близ Суассона – ум. 26 авг. 1572, Париж: был убит в Варфоломеевскую ночь) – франц. философ, логик. 1562 знаменуется переходом Раме к кальвинизму. Будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкавшую к Цицерону и Квинтилиану. Его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм (1507-1589) продолжил этот путь реформы логики.

Рассел Бертран

РАССЕЛ (Rьssel) Бертран, лорд (род. 18 мая 1872, Чепстоу, Монмоутшир – ум. 2 февр. 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс) – англ. математик, логик, социолог и философ; позитивист, наиболее значительный представитель неореализма и логистики. Родился в аристократической семье. Его дедушка был дважды премьер-министром. Родители Рассела умерли, когда ему было четыре года, и он воспитывался бабушкой, получил частное образование. Поступив в Тринити Колледж, Кембридж, он заинтересовался математикой, что, по имеющимся свидетельствам, наполнило его жизнь и избавило от мыслей о самоубийстве. Постепенно его интересы распространились и на философию. В 1900-х годах он сотрудничает с Уайтхедом, своим бывшим учителем в Кембридже, и в сотрудничестве с ним пишет трехтомный труд «Principiamathematica», над которым работает с 1907 по 1910 г. по 10-12 часов в сутки. Публикация книги потребовала таких затрат от издательства Кембриджского университета, что авторам пришлось вложить в это предприятие свои деньги - по 50000 долларов.

Выступал против Бредли, защищая взгляд, согласно которому отношения между вещами принадлежат к их сущности, а субъект и объект неразделимы. Мир состоит из чувственных данных (sense data), логически неразрывно связанных друг с другом. Чувственные данные различных предметов и есть «дух» наблюдателя; чувственные данные предмета, наблюдаемого множеством индивидов, – это реальность материи, которая, правда, недоказуема (см. Плюрализм, Пробабилизм). Этическое представление о цели – жизнь, направляемая чувственной любовью и исходящая из веры в могущество разума.

Увлекался неогегельянством в его англ. версии, затем перешёл к платоновскому варианту идеализма, а позже, под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда – к неореализму. Филос. эволюция Р. ярко проявилась в изменении содержания проводившейся им программы приложения средств математич. логики к теоретико‑познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции взглядов Р. программа вела к растворению теории познания в логич. анализе. Позже Р. признавал самостоятельное значение филос. проблем. В нач. 20‑х гг. Р. создал концепцию логич. атомизма, разрабатывал филос. вопросы математики. В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде «Основания математики» (1910–13) Р. систематизировал и развил дедуктивно‑аксиоматическое построение логики в целях логич. обоснования математики. Этические и общественно‑полит. взгляды Р. выразились в активных выступлениях против фашизма, непримиримости к войне, насильственным, агрессивным методам в междунар. политике. Р. – один из инициаторов Пагуошского движения, соавтор Манифеста Р.−Эйнштейна, один из соучредителей Междунар. Фонда мира. Нобелевская премия по лит‑ре (1950).

В эти годы интересы Рассела не ограничиваются только философией, они простираются и на социальные и на политические проблемы. С 1901 г. он - пацифист, выступает за предоставление равного избирательного права женщинам, участвуя во всевозможных диспутах. В 1950 г. получил Нобелевскую премию по литературе. В 1964 г. создал Фонд мира Бертрана Рассела, который поддерживался средствами, получаемыми от продажи архивов Рассела. В 1966 г. он создал Международный трибунал по военным преступлениям, в котором принимал участие Ж.-П.Сартр. За три дня до своей смерти в возрасте 98 лет он диктовал послание международной парламентской конференции в Каире.

Рассел был очень плодовитым писателем. Он писал по философии, религии, браку, воспитанию и т. п. Самый важный вклад сделан им в математическую логику. В совместном труде с Уайтхедом «Principiamathematica» он разрабатывает систему логики, которая порождает математику, тем самым сводит математику к логике. Он разработал две теории: теорию типов и теорию дескрипций (описаний) и поставил проблемы, связанные с истиной, значением и верой. В теории типов Рассел сформулировал понятие «класса» как логическое понятие и так называемый «парадокс Рассела»: большинство классов не являются членами классов самих себя (класс кошек не является кошкой), но некоторые классы являются членами самих себя (класс классов является классом); является ли класс всех классов, которые не являются членами самих себя, членом самого себя? Если да, то нет. Если нет, то да. Это - самый известный из всех логических парадоксов.

Раннее творчество Рассела сложилось под влиянием идеализма Гегеля. Однако Рассел сделал из гегелевской системы свои выводы. Он полагал, что гегелевская доктрина рассматривает все во взаимосвязи и делает невозможной математику, так как последняя требует, чтобы каждая единица определялась и познавалась в отдельности и прежде познания ее отношения с другими единицами. Рассел предложил реалистическую точку зрения, признающую множественность вещей, не зависящих от мышления и не связанных внутренне, как в гегелевской системе. Эта позиция Рассела нашла поддержку в работе Дж.Мура «Опровержение идеализма» (1903).

Рассел начал свою книгу «Проблемы философии» (1913) с вопроса: «Существует ли в мире какое-либо знание, которое так несомненно, что ни один разумный человек не мог бы сомневаться в нем?» Для ответа на этот вопрос он исследует и описывает путь, которым мы постигаем мир. Он вводит термин «чувственные данные», которым обозначает «такие вещи, как цвета, запахи, твердость, шероховатость» и т.д. и называет знание чувственных данных ощущением. Он отличает то, что он называет «знанием посредством ознакомления», от «знания посредством описания». По его словам, непосредственным образом мы можем воспринимать только чувственные данные, наше «я» и наши умственные состояния. Физические же объекты мы воспринимаем не непосредственным образом, - чувственные данные отсылают нас к таким объектам, как стол, дерево, собака, лошадь, люди, которые являются их причинами. Трудность здесь состоит в том, чтобы увидеть, как из чувственных данных делаются выводы о явлениях, которые удовлетворяют описанию физического объекта с точки зрения здравого смысла.

В 1924 г. он сам называл свою позицию в философии логическим атомизмом, который исходит из того, что все сложные явления сводимы путем анализа к простым качествам, обозначаемым своими логическими именами. В лекции по логическому атомизму Рассел заявлял, что «мир содержит факты, которые являются тем, чем они являются, независимо от того, что бы мы о них ни думали». Хотя в последующем он модифицирует свою концепцию, она оставалась основой его понимания реальности и в остальных работах.

Логический атомизм Рассела требует, чтобы элементы атомарных предложений познавались, сохраняя свою логическую независимость. Это познание должно быть основано на чистом опыте без примеси вывода. Из этих простых элементов как из кирпичиков строится все естественнонаучное знание. В работе «Анализ мышления» (1921) Рассел пытался заменить познающего субъекта логической конструкцией. В то же время он сам признавал ограниченность такого подхода.

В своей главной философской работе «Человеческое познание. Его сфера и границы» (1948) он исследует степень, в которой то, что мы принимаем как познание, может быть основано на данных непосредственного опыта посредством дедуктивного вывода.

Всю свою жизнь Рассел постоянно развивал и пересматривал свои философские идеи. Он с готовностью признавал свои ошибки и часто перерабатывал свои концепции. В то же время в интеллектуальной автобиографии «Мое философское развитие» сам Рассел утверждал, что его творчество характеризуется последовательным развитием и что он претерпел лишь одно радикальное изменение во взглядах - переход от гегельянства к логическому атомизму.

Для творчества Рассела характерна приверженность принципу «бритвы Оккама» - не умножать сущностей без необходимости.

Рассел утверждает, что в науке существуют определенные принципы, такие, как постоянство вещей и индуктивный вывод, которые должны быть приняты как основы науки, даже если они и не могут быть проверены на опыте. Он утверждает, что они так или иначе извлечены нами из опыта.

Рассел был скептически настроен в отношении аргументов в пользу существования Бога, говоря, что он не видит таких доказательств, и в книге «Почему я не христианин?» (1927) систематически исследует эти аргументы. За свои атеистические взгляды он подвергся резкой критике со стороны христианской теологии и религиозных деятелей.

Влияние Рассела на развитие философии XX века, особенно англо-американской, значительно. Рассел поставил новые цели и проблемы философского исследования и продемонстрировал новые пути их решения. Развитие современной аналитической философии многим обязано Расселу. Влияние Рассела отчасти объясняется его мастерством как популяризатора и доступностью многих его работ. Кроме указанной популярной работы «Проблемы философии» он написал курс «История западной философии» (1945). Известный философ У.В. Куайн, обращаясь к философской аудитории в 1966 г., сказал: «Я думаю, что многие из нас выбрали свою профессию под воздействием книг Рассела». Его глубокий интерес к проблемам образования и воспитания детей привел его к созданию вместе с его второй женой прогрессивной школы. Он много писал по вопросам брака и морали. Сам был женат четыре раза. В последний раз женился в 1952 г., когда ему было 80 лет. Его нетрадиционные взгляды в области воспитания, особенно в сфере сексуальной морали, были причиной возбуждения против него судебного дела в 1940 г., что явилось помехой его назначения в городской колледж Нью-Йорка.

Влияние Рассела распространялось и за пределы академической философии. Он активно занимался многими социальными и политическими проблемами и страстно писал о них. Его памфлеты в защиту пацифизма и против призыва в армию во время первой мировой войны сначала привели его к штрафу, а затем к лишению права читать лекции в Кембридже, наконец к шести месяцам тюрьмы. Его пацифизм стоил ему многих друзей, занимавших правые позиции, но после посещения России и публикации книги о коммунистическом режиме «Практика и теория большевизма» (1920) от него отшатнулись и друзья слева.

В последние 15 лет своей жизни он особенно активно стремился к тому, чтобы человечество осознало угрозу своему выживанию со стороны ядерных сил. Он способствовал организации кампании за ядерное разоружение в 1958 г. и был приговорен во второй раз к тюремному заключению (на два месяца, сокращенному до недели) в 1961 г. за гражданское неповиновение.

Осн. произв.: «Principia mathematica» (с А. Н. Уайтхедом, 3 vol., 1910-1913); «The Problems of philosophy», 1912 (рус. пер. «Проблемы философии». СПБ, 1914); «Our knowledge of the external world», 1914; «The analysis of mind», 1921; «The prospects of industrial civilization», 1923; «ABC of relativity», 1925; «The analysis of matter», 1927; «An inquiry into meaning and truth», 1940; «A history of western philosophy», 1946 (рус. пер. «История западной философии». M., 1959); «Rower. A new social analysis», 1946; «Human knowledge; its scope and limits», 1948 (рус. пер. «Человеческое познание. Его сфера и границы». М., 1957); «Dictionary of mind, matter and morals», 1952.

Ратенау Вальтер

РАТЕНАУ (Rathenau) Вальтер (род. 29 сент. 1867, Берлин – ум. 24 июня 1922, Берлин: убит членами террористической организации «Консул») – герм, государственный деятель, политэконом и философ; с февраля 1922 – имперский министр иностранных дел; выступал за компромисс, примирение интересов капитализма и социализма, за взаимопонимание между народами и гуманность. В своем главном философском произв. («Zur Mechanik des Geistes», 1913) проповедовал спиритуалистическую метафизику; под механикой понимал «описание целого, его частей и взаимосвязей». Ратенау выступал как иррационалист: дух, который не мыслит (подобно интеллекту), но созерцает, неспособен впадать в заблуждение; причем душа есть инстинктивное улавливание при помощи чувств существенного и прерогатив этических ценностей, которые, в противоположность интеллекту, стоят на службе стремления к полезному и целесообразному. Социализм Ратенау отклонял вследствие его интеллектуалистической структуры. «Выдвигать цели – значит верить... Истинная вера вырастает из творческой силы сердца и фантазии любви». . Осн. произв. (кроме указанного): «Reflexionen», 1908; «Zur Kritik der Zeit», 1913; «Von kommenden Dingen», 1917; «Wirtschaft, Staat und Gesellschaft», 1925.

Ратке Вольфганг

PATKE (Radtke, Ratke, Ratichius) Вольфганг (род. 18 okt. 1571, Вильстер, Голыптейн – ум, 27 апр. 1635, Эрфурт) – нем. педагог и философ. При имперских выборах во Франкфурте в 1612 безуспешно развивал перед сословиями империи и князьями национально-педагогическую программу; хотел через обучение единому нем. языку выработать специфический для немцев политический строй, а затем на основе этого обучения и с его помощью вселить в нем. народ религиозное единодушие. Ратке создал проект всеобъемлющей экономической системы; решающим фактором считал обучение князей и учителей.

Рау Фредерик

РАУ (Rauh) Фредерик (род. 31 марта 1861, Мартен ле Вину, Изер – ум. 20 февр. 1909, Париж) – франц. философ. Примыкая в первоначальном трансцендентальном обосновании этики к Канту, пытался сделать ее точной дисциплиной, пользующейся экспериментальными методами. Осн. произв.: «L'experience morale», 1902; "Etudes de morale», 1911.

Рей Пауль

РЕЙ (Re) Пауль (род. 21 нояб. 1849, Бартельсгаген, Померания – ум. 28 окт. 1901, Калерина, Энгадин) – нем. философ. Мораль, которая когда-либо имела значение, он выводил из развития культуры народов. Ницше, другом которого был Рей, заимствовал это воззрение для своего учения о генеалогии морали. Осн. произв.: «Der Ursprung der moralischen Empfindung», 1877; «Philosophie», 1903.

Реймар Герман Самуэль

РЕЙМАР (Reimarus) Герман Самуэль (род. 22 дек. 1694, Гамбург – ум. 1 марта 1768, там же) – нем. философ и психолог. Будучи последователем школы Вольфа, он, однако, мыслил самостоятельно; Реймар – представитель деизма. С позиций естественной разумной религии он боролся с верой в чудеса, присущей позитивной религии откровения, резко критикуя библейские соч.: единственное чудо – сотворение мира, все остальное происходит по законам природы. Кроме того, Реймар является основателем современной зоопсихологии; он опровергал положение Декарта о том, что животные представляют собой только автоматы.« Осн. произв.: «Die vornehmsten Wahrheiten der natьrlichen Religion», 1754; «Die Triebe der Tiere», 1760.

Реймекер Луи де

РЕЙМЕКЕР (De Raeymaeker) Луи де (род. 18 нояб. 1895, Синт-Питерс-Роде) – белы, философ; профессор философии и психологии в Лувенском католич. ун-те; занимался проблемами метафизики. Осн. произв.: «Introduction a la philosophia», 1938; «Philosophie de l'etre», 1946; «La cardinal Mercier et l'institut superieur de philosophic de Louvain», 1952.

Рейнгольд Карл Леонард

РЕЙНГОЛЬД (Reinhold) Карл Леонард (род. 26 окт. 1758, Вена – ум. 10 апр. 1823, Киль) – нем. философ; профессор в Киле с 1794. Сначала защищал критицизм Канта, а позднее все больше и больше склонялся к философии Фихте. Осн. произв.: «Briefe ьber die Kantsche Philosophie», 1786-1787; «Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vors: tellungsvermцgens», 1789; «Briefe ьber das Wesen der Philosophie und das Unwesen der Spekulation», 1804.

Рейнингер Роберт

РЕЙНИНГЕР (Reininger) Роберт (род. 28 сент. 1869, Линц – ум. 17 июня 1955, Вена) – австр. философ, профессор в Вене с 1913. Создал трансцендентальную теорию познания, примыкавшую к кантовской философии («Kants Lehre vom inneren Sinn», 1900; «Philosophie des Erkennens», 1910; «Das psychophysische Problem», 1910; «Kant, seine Anhдnger und seine Gegner», 1923). В своем произв. «Wertphilosophie und Ethik» (1939) Рейнингер обосновывает субъективистскую этику ценностей: не существует ценностей, независимых от оценивающего субъекта; суждения о ценностях основываются на чувстве ценности; познание ценностей есть познание собственных ценностей, создаваемых личностью; высшая ценность – самоусовершенствование, которое одновременно составляет смысл жизни. В «Metaphysik der Wirklichkeit» (1931) он защищал берклианское положение esse est percipi. «Реальное» заимствует присущий ему характер бытия от осн. первичных переживаний, в которых переживание и переживаемое образуют первоначальное единство. Психофизической проблемы, по мнению Рейнингера, в собственном смысле не существует. Характеристикой истины можно считать только чувство очевидности.

Рейнке Иоганн

РЕЙНКЕ (Reinke) Иоганн (род. 3 февр. 1849, Цитен, Гольштейн – ум. 25 февр. 1931, Претц, Гольштейн) – нем. ботаник и философ; профессор в Киле (1885 – 1919), один из родоначальников неовитализма (см. Витализм). Защищал теологическое виталистическое мировоззрение. Рейнке утверждал, что в организме существуют духовные силы (доминанты), которые управляют в нем физико-химическими силами и поэтому определяют направление его развития. Рейнке – противник Геккеля. Осн. произв.: «Die Welt als Tat», 1899; «Naturwissenschaft, Weltanschauung, Religion», 1923.

Рейно Жан

РЕЙНО (Reynaud) Жан (род. 14 февр. 1806, Лион – ум. 28 июня 1863, Париж) – франц. социолог. Пытался соединить католич. философию с социализмом Сен-Симона. Осн. произв.: «Тегге et ciel» (1854), содержащее теорию бесконечного одухотворения человека и общества; «Oeuvres choisies», 1885.

Рейсбрук Иоганн

РЕЙСБРУК (Ruysbroek) Иоганн (Ян ван) (род. 1293, Рейсбрук, близ Брюсселя – ум. 2 дек. 1381, Грёнендаль, близ Брюсселя) – нидерл. мистик. Находясь под влиянием Мейстера Экхарта, Рейсбрук, августинский монах, стал реформатором как церковной, так и монастырской жизни. Он выступил против чисто чувственной мистики и погрузился в изучение предметно-иррационального порядка космоса. Осн. произв.- «Buch von den zwцlf Beginnen».

Рейхенбах Ханс

РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (род. 26 сент. 1891, Гамбург – ум. 9 апр. 1953, Лос-Анджелес) – нем.-амер. логик и философ; профессор в Берлине и Стамбуле (1926-1938); с 1938 – в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе. Один из основателей Венского кружка и один из главных представителей неопозитивизма. Опираясь на исследования об основах геометрии и логической структуры физики, Рейхенбах пришел к опровержению идеи об априорности пространства и времени. Понятие вероятности Рейхенбах определяет как статистическое; в его вероятностной логике вероятности играют роль истинных ценностей. Положение имеет смысл, если может быть определена степень его вероятности. Осн. произв.: «Axiomatik der relativistischen Raum-Zeit-Lehre», 1920; «Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie», 1931; «Wahrscheinlichkeitslehre», 1935; «Experience and prediction», 1938; «From Copernikus to Einstein», 1942; «Philosophical foundations of quantum mechanics», 1944; «The rise of scientific philosophy», 1951.

Рейхлин Иоганн

РЕЙХЛИН (Reuchlin) Иоганн (род. 22 февр. 1455, Пфорцгейм – ум. 30 июня 1522, Бад-Либенцелл) – нем. гуманист, филолог; наряду с Эразмом Роттердамским – глава нем. гуманизма, противник Лютера. Рейхлин был преподавателем права, поэзии, греч. и древнеевр. языка в Ингольштадтском и Тюбингенском ун-тах. На его философию определяющее влияние оказали Николай Казанский, Рудольф Агрикола. Его «Письма темных людей» («Epistolae obscurorum virorum», 1515 – 1517), написанные на кухонной латыни и направленные против крещеного кёльнского еврея Йог. Пфефферкорна и примыкающих к нему профессоров, привлекли внимание Рубиаиуса, Ульриха фон Гуттена и Гербеля, которые поддерживали Рейхлина в его протесте против намерения Пфефферкорна уничтожить все древнейшие книги, кроме Библии. Это соч. Рейхлина подвергалось преследованиям.

Ремке Йоханесс

РЕМКЕ (Rehmke) Йоханнес (род. 1 февр. 1848, Эльмсгорн – ум. 23 дек. 1930, Марбург) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде (1885-1921). Его философия («наука об основах вещей») есть объективистский монизм, испытавший сильное влияние В. Шуппе; Ремке пытался изобразить философию не субъективно обусловленной, а такой наукой, которая утверждает объективность и логический приоритет всеобщего и, исходя из всеобщего, понимает отдельное как единство. Значение всегда есть предмет (см. Наука об основах всех вещей); человеческое сознание непространственно и не локализовано и в состоянии познать предметы мира внешнего, не прибегая к посредству внутреннего мира (содержания сознания, представлений). Мышление есть констатация, обладание предметом. Человек – единство действий двух отдельных сущностей (души, тела), а не некая отдельная сущность, имеющая двойственную природу, состоящая из двух сущностей (тела, и души). Осн. произв.: «Philosophie als Grundwissenschaft», 1910; «Die Seele des Menschen», 1902; «Logik oder Philosophie als Wissenslehre», 1918; «Die Willensfreiheit», 1911.

Ренан Жозеф Эрнест

PEHAH (Renan) Жозеф Эрнест (род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань – ум. 2 окт. 1892, Париж) – франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира – создание более совершенного человека, цель развития – осуществление Бога. Взгляды Ренана изложены в его «La vie de Jesus». На рус. яз. см.: Ренан Э. Собр. соч., т. 1-12, 1902, а его работы «Histoire des origines du christianisme» и «Histoire du peuple d'Israel» могут рассматриваться как продолжение и введение к «Жизни Иисуса». Осн. произв. (кроме указанных): «Averroes et L'Averroisme», 1852; «Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855; «Etudes d'histoire religieuse», 1857; «Souvenirs d'enfance et de jeunesse», 1833.

Ренси Джузеппе

РЕНСИ (Rensi) Джузеппе (род. 31 мая 1871, Виллафранка, близ Вероны – ум. 14 февр. 1941, Генуя) – итал. философ; профессор в Генуе (1917 – 1934), скептик, противник метафизики, представитель позитивистского реализма. Высказывал мысль об антиномичном характере разума, проявляющемся и в познании и в сфере человеческой нравственности. Для него философия гораздо больше является искусством, чем наукой. Осн. произв.: «Le antinomic dello spirito», 1910; «Lineamenti di filosofia scettica», 1919; «La scepsi estetica», 1920; «Realismo», 1925; «Lo scetticismo», 1926; «Apologia dello scetticismo», 1926; «Autorita e liberta», 1926; «Spinoza», 1929; «Le ragioni dell'irrazionalismo», 1933; «Il materialismo critico», 1934; «La filosofia dell'assurdo», 1937. Собр. соч. вышло под назв. «Sali di vita», 1951.

Ренувье Шарль

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (род. 1 янв. 1815, Монпелье – ум. 1 сент. 1903, Прад) – франц. философ; основатель франц. неокантианства, отрицавший метафизику. Он предложил диалектическую систему 9 или 36 категорий и обосновывал мораль на чисто рассудочных понятиях. Его учение сливается с этическим персонализмом, базирующимся на трех «практических постулатах» Канта – свободе, Боге и бессмертии. Осн. произв.: «Essais de Critique generale», 1854-1864; «Le Personnalisme», 1901.

Рерих Николай Константинович

РЕРИХ Николай Константинович (1874 — 1947), художник, писатель, путешественник, общественный деятель, философ. Основные сочинения: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения. Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай—Гималаи. М., 1974; Избр. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990; О Вечном... М., 1994. Родился в Петербурге, в семье юриста. В 1893 окончил Гимназию фон Мая — одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окончании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга — в Академию художеств и на юридический факультет университета. В 1897 оканчивает академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный художник. Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Рериха: его женой стала Е.И. Шапошникова, правнучка М.И. Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П. Мусоргского. С 1909 Рерих — действительный член Академии художеств. С 1910 — председатель общества «Мир искусства». Еще в 1916 Рерих тяжело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сортовала), и оттуда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Рерих оказался отрезанным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмиграции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжают в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востоковедения путешествие Рериха по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Алтай — Монголия — Китай — Тибет — Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результаты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран гигантский этнографический, зоологический, лингвистический и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский институт научных исследований «Урусвати» во главе с Рерихом, установивший связи со многими научными центрами мира. В 1929 Рерих обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т.н. «Пакт Рериха»). Инициатива Рериха получила мощную международную поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского пакта, «Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Живя за границей, Рерих всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего центрально-азиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луначарским и передал им послание махатм — духовных учителей Востока. Вплоть до последнего дня своей жизни Рерих стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться задуманному. Рерих скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: «15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого друга Индии». Духовное учение, провозглашенное Е.И. и Н.К. Рерихами, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу духовно-космического творчества и со-творчества Основой духовной эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез западной и восточной культур, современного и древнего сокровенного знания, науки и религии. Особое место в осуществлении подобного синтеза принадлежит России. В своих собственных книгах Рерих развивает и конкретизирует краеугольные положения учения «Живой этики», стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Рериха — это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеческого бытия: о любви и дружбе, о красоте и творчестве, о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравственного совершенствования. Рерих утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих мыслеогненных космических энергий. Он — органическая часть бесконечной духовной иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения огненного «зерна» человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры, по Рериху, является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. «Что может заменить вопрос культуры? — пишет Рерих в работе «Пути благословения». — Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа». Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую духовно-космическую устремленность, Рерих, тем не менее, всегда подчеркивал значение понятия «Родина» и важность укоренения в национальной культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества различных племенных и национальных традиций, Рерих одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, не зная и не любя духовных ценностей собственного народа. В работе «Нерушимое» он писал: «Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове — в подвиге — заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства».

Рибо Теодюль Арман

РИБО (Ribot) Теодюль Арман (род. 18 дек. 1839, Генган, Северная Франция – ум. 9 дек. 1916, Париж) – франц. психолог; основатель самостоятельной психологии во Франции, в качестве методов которой он различает: 1) экспериментальный; 2) самонаблюдения; 3) сравнительный. В сферу психологического исследования Рибо включает и патологические формы духовной жизни. Он отклоняет понятие психически-несознательного как романтическую выдумку и рассматривает сознание как побочное явление нервных процессов. В ряде монографий он дал анализ психических феноменов. Осн. произв.: «L'heredite psychologique», 1873; "Les maladies de la memoire», 1881; «Psychologie de Г attention», 1888; «Des sentiments», 1896; «L'emagination creatrice», 1902.

Рид Томас

РИД (Reid) Томас (род. 26 апр. 1710, Строи, Шотландия – ум. 7 окт. 1796, Глазго) – англ, философ; профессор в Абердине и Глазго; основатель шотл. школы «здравого смысла». Томас Рид сначала был приходским священником, но затем выбрал преподавательскую деятельность и стал профессором университетов в Абердине и Глазго. Написал несколько философских произведений: «Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла» (1764), «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785), «Опыты о деятельных способностях человека» (1788).

Примыкая к Локку и Беркли, он утверждал, что человек может познавать действительность непосредственно и интуитивно. В частности, он с самого начала обладает двенадцатью недоказуемыми и не нуждающимися в доказательстве самоочевидными основоположениями, которые образуют основу «здравого человеческого рассудка» (common sense) и определяют общую картину мира человека. Осн. произв.: «Inquiry into the human mind on the principle of common sense», 1764.

В своем учении Рид исходил из обыденного понимания здравого смысла. Здравый смысл, писал он, является уровнем суждения, который присущ людям, постоянно общающимся с нами, поэтому человек, обладающий здравым смыслом, должен быть человеком рассудительным. Здравый смысл для такого человека важнее разума и философии, которая основывается на разуме. Рид превозносил те представления людей о себе и мире, которые у них сформировались стихийно.

Он также полагал, что суждения здравого смысла должны согласовываться с определенными положениями науки. Он писал, что науки основываются на главных принципах, которые определяют все остальное, эти принципы скорее интуитивные, чем доказательные. От них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах.

Рид различал две разновидности «истин», принципов, которые самоочевидны и на которых основывается знание: необходимые и контингентные. Необходимые принципы - это аналитические суждения, а контингентные - синтетические. Необходимые принципы выступают основой наук, а контингентные играют большую роль в жизни обыкновенных людей. Контингентные принципы должны опровергнуть юмовский скептицизм, так как не нуждаются ни в каких доказательствах; они настолько тесно связаны со здравым смыслом, что обладают качеством врожденности.

Например, контингентными принципами Рвд считает такие положения, как «моя личность». Он говорит, что наша личность тождественна, а ее существование не прерывается, пока мы ее отчетливо вспоминаем. К необходимым принципам он относил причинность, которую нельзя доказать, но она и не нуждается в этом, так как очевидна и имеет всеобщий характер.

Теория здравого смысла Рвда имеет под собой определенные основания, так как в представлениях здравого смысла действительно зафиксирован многовековой опыт людей, и поэтому он содержит в себе истинность многих положений. Но Рид абсолютизирует этот момент, и зачастую он превращается у него в свою противоположность.

Рид больше заботился о том, чтобы объяснить инстинктивные действия людей, свойственные человеческой природе, упирая в основном на опытные принципы. «Здравый смысл» для Рида - это особое интуитивное качество нашего ума, основывающееся на самоочевидных невыводимых принципах.

Рид выступал против так называемого «идеизма», при котором процесс познания понимается опосредованно - через идеиобразы, выступающие представителями какого-либо предмета, например, Солнца. Из этого образа, идеи мы выводим существование Солнца. В отношении же самой идеи у философов вроде бы сомнения нет. Но это как раз и приводит к скептицизму в отношении опытного познания. Рвд выступает против такого скептицизма и подчеркивает, что если бы люди во всем сомневались и вели себя как скептики, то это привело бы их к помешательству и гибели.

Вместе с тем, занимая правильную позицию в отношении отрицательного подхода к скептицизму, Рид отбрасывал и сам сенсуалистический подход, который выражал нашу способность отражать окружающий мир.

Философы здравого смысла и прежде всего Томас Рвд занимали промежуточную позицию между рационализмом и эмпиризмом.

Рид Уильям Уинвуд

РИД (Reed) Уильям Уинвуд (род. 1838 – ум. 1875) – англ, философ; дарвинист. Благодаря дарвиновскому учению о борьбе за существование он пришел к нигилистическому пессимизму, которому, однако, противопоставил героический научный идеал. Осн. произв.: «The Martyrdom of Man», 1872.

Рикёр Поль

РИКЁР (Ricoeur) Поль (род. 27 февр. 1913, Баланс) – франц. философ, представитель религиозного феноменологического направления в экзистенциализме, Центральный вопрос для Рикёра – волевая активность субъекта. Опираясь на учение Гуссерля о «жизненном мире», на идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Рикёр представляет волю как «предельную изначальность» человека, который благодаря этому способен придавать смысл окружающей действительности. Анализ проблемы воли, по Рикёру, позволяет не только открывать укорененность субъекта в бытии, но и исследовать движение его сознания к будущему. «Предельная изначальность» состоит также в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом же в исследовании человеческой воли и сознания является понятие Бога, полностью обусловливающего бытие человека. Рикёр предлагает на основе религии и феноменологическо-экзистенциальной традиции, учитывая также и феноменологию духа Гегеля, способ истолкования человека, мира и культуры. Осн. произв.: 4Histoire et verite», 1955; «Philosophie de la volonte», t. 1-2, 1950-1960; «De Interpretation. Essai sur Freud», 1965; «La metaphore vive», 1975.

Риккерт Генрих

РИККЕРТ (Rickert) Генрих (род. 25 мая 1863, Данциг – ум. 25 июля 1936, Гейдельберг) – нем. философ; профессор в Гейдельберге с 1926; вместе с Виндельбандом основал юго-западную нем. школу, отталкивавшуюся от Канта и Фихте, один из крупных представителей Баденской школы неокантианства (см. Неокантианство). Риккерт методологически разработал проблему различия между науками о природе и науками о культуре (о духе); его взгляды развивались в направлении от трансцендентального идеализма к критической онтологии. В частности, Риккерт обратился к проблеме ценностей и считал, что ценности, которые могут выражать объективное значение, воплощаются преимущественно в сфере культуры. Взаимосвязь между сферой действительности и сферой ценностей базируется на промежуточной области, на «чувственном образе», создающем основу культуры. Задачей философии является исследование сферы ценностей (имеющих непреходящее, вневременное значение).

Вслед за Виндельбандом Риккерт различает науки по их методам исследования, а именно: познание общих черт явления, которые повторяются, образует естествознание; познание же частных особенностей явлений, которые неповторимы, образует историю. В первом случае это метод естествознания и называется он генерализирующим, во втором - это метод истории и называется он индивидуализирующим. В естествознании постоянно открывается нечто повторяющееся, постоянно воспроизводимые связь и отношение. В истории же изображается однократное, индивидуальное событие.

Генерализирующий и индивидуализирующий методы познания являются противоположными, хотя как естествознание, так и история могут проявлять интерес и к частному, и к общему. Эти методы логически противоположны, так как отражают различные интересы: интерес к общему и интерес к частному. В этом коренится принципиальное различие между естествознанием и историей. На этой основе Риккерт проводит различие между науками о природе и науками о культуре.

Вместе с тем Риккерт подчеркивает, что различие между естествознанием и историей имеет лишь методологическую и логическую противоположность, в действительности же они тесно связаны между собой. Таким образом он разделяет в понятии то, что в действительности связано с другим, так как многочисленные нити связывают обе группы наук. Поэтому Риккерт считает, что результаты его анализа можно сравнить с линиями, «которыми мыслит себе географ для того, чтобы ориентироваться на земном шаре, линиями, которым точно так же не соответствует ничего действительного» [Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 36].

От разделения наук на естественные и исторические Риккерт переходит к положению, что только история является подлинной наукой, так как лишь она одна имеет дело с действительностью. Риккерт пишет, что «открытая нами принципиальная логическая противоположность может быть охарактеризована и как противоположность между наукой, имеющей дело с понятиями, и наукой, имеющей дело с действительностью» [Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1904. С. 230].

Риккерт стремится построить теорию исторического познания. Хотя формально Риккерт признает равноправие естествознания и истории как двух одинаково возможных логических способов образования понятий, он отдает предпочтение историческому познанию как науке об индивидуальном, к которому сводится вся действительность. Риккерт полагает, что как естествознание, так и история преобразуют действительность, однако история преобразует действительность в направлении, отражающем характер реальности, а потому имеет неоспоримое преимущество. Он полагает, что в исторической науке предмет познания и метод познания наиболее адекватно соответствуют друг другу. В историческом познании последнее осуществляется посредством понятий об индивидуальном. И все это делает историю привилегированной наукой о действительности.

Но даже такая наука, как история, согласно Риккерту, не может давать копию действительности в строгом смысле этого слова.

Если история повествует лишь об индивидуальных событиях, то как она возможна как наука? И здесь Риккерт вводит материальный фактор, считая, что история превращает бытие из необозримой разнородности в обозримую прерывность. А это возможно лишь в силу того, что существует культура как особый объект. Понятие культуры, согласно Риккерту, наиболее полно выражает принцип индивидуализирующего образования понятий. В то же время культурные объекты должны рассматриваться как ценности.

Согласно Риккерту, лишь понятие «ценности» дает возможность отличать культурные процессы от явлений природы. Понятие ценности позволяет историку выделить из множества индивидуальных предметов действительности нечто цельное, отделить существенное от несущественного. «Лишь отнесение к ценности определяет величину индивидуальных различий. Благодаря им мы замечаем один процесс и отодвигаем на задний план другой... Ни один историк не интересовался бы теми однократными и индивидуальными процессами, которые называются возрождением или романтическою школою, если бы эти процессы благодаря их индиввдуальности не находились в отношении к политическим, эстетическим или другим общим ценностям...» [Границы естественнонаучного образования понятий. С. 315-316].

Понятие культуры выступает для Риккерта тем моментом, который определяет предмет и метод исторической науки. Культура - это некоторая целостность, в которой историческое познание отделяет существенное от несущественного.

Риккерт выделяет, таким образом, кроме понятия бытия, понятие ценности, которое в его учении занимает место как бы наряду с бытием. Ценность - это нечто, которое существует, это «смысл, лежащий над всяким бытием».

Более того, область ценностей не только находится вместе с бытием, дополняет его, но и, согласно Риккерту, в определенном смысле противостоит сфере бытия. Он говорит, что мир состоит из действительности и ценностей. Риккерт рассматривает ценности как некое «совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта».

Из этого соотношения действительности и ценностей вытекает, согласно Риккерту, подлинная мировая проблема философии, которая состоит в противоречии этих царств: действительности и ценностей. Это противоречие гораздо шире «противоречия объекта и субъекта. Субъекты вместе с объектами составляют одну часть мира действительности. Им противостоит другая часть - ценности. Мировая проблема есть проблема взаимного отношения обеих этих частей и их взаимного единства» [Там же. С. 34]. По Риккерту, предметами специальных наук являются отдельные проблемы бытия, поэтому для философии не остается ни одной чисто бытийной проблемы. Перед философией стоит задача познания мирового целого, которая не может быть задачей специальных наук. Целое действительности - это не чистое понятие действительности, в нем действительность сочетается с ценностью. Философия занимается теми проблемами, которые содержат прежде всего ценности.

Осн. работы: «Der Gegenstand der Erkenntnis», 1892; «Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung», 1896; «Kulturwissenschaft und Naturwissen», 1899; «Vom System der Werte», 1912; «Die Philosophie des Lebens», 1920; «Kant als Philosoph der modernen Kultur», 1924; «Die Logik des Prдdikats und das Problem der Ontologie», 1930; «Sehen und Erkennen», 1934; «Unmittelbarkeit der Sinndeutung», 1939, «Границы естественнонаучного образования понятий», «Философия истории», «Науки о природе и науки о культуре», «Предмет познания», «Два пути теории познания».

Риль Алоиз

РИЛЬ (Riehl) Алоиз (род. 27 апр. 1844, Бозен – ум. 21 нояб. 1924, Нейбабельсберг, близ Берлина) – нем. философ; профессор в Берлине (1905-1917); неокантианец. Занимал промежуточную между критицизмом и позитивизмом позицию: есть только один мир, но объективному, связанному с внешними вещами сознанию он представляется в качестве связи квантитативных (количественных) психических процессов и вещей; в то же время органически определенному индивиду часть того же мира представляется в качестве функций и связей его сознания. Следовательно, то, что с позиции Я является процессом ощущения, с точки зрения не-Я есть процесс, протекающий в мозгу. Осн. произв.: «Der philosophische Kritizismus und seine Bedeutung fьr die positive Wissenschaft», 2 Bde., 1876-1887; «Nietzsche», 1897; «Einfьhrung in die Philosophie der Gegenwart», 1903 (рус. пер. «Введение в современную философию». СПБ, 1904).

Рильке Райнер Мария

РИЛЬКЕ (Rilke) Райнер Мария (род. 4 дек. 1875, Прага – ум. 29 дек. 1926, Вольмон, близ Монтрё) – австр. поэтфилософ; почти всю свою жизнь провел в путешествиях по России и европейским странам. В философском отношении значение Рильке заключается в том, что он в своих поэтических произв. впервые высказал все те мысли, которые затем выдвинули Хайдеггер и Ясперс. Рильке – поэт-экзистенциалист. Главные его темы: Бог в становлении, предстоящая вечность, будущее, «зрелый плод того дерева, на котором мы – только листья»; смерть, «растущая и зреющая вместе с нами», принадлежащая к сфере индивидуальной жизни и сообщающая этой жизни ее достоинство; задачи человека, которые состоят в том, чтобы сотворить «незримую землю» – придать вещам, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, присущий им смысл благодаря любовному обращению с ними и, т.о., поднять их в сферу ценного, духовного; жизнью обладает только еще формирующееся, незавершенное; все завершенное «погружается в вечность»; чем благороднее нечто, тем слабее оно, тем более сильна для него угроза быть уничтоженным посредством техники. См. Бог, Смерть, Техника, Осн. произв.: «Duineser Elegien» (пер. «Дуинезские элегии»), 1923; «Die Auszeichungen des Malte Lauridus Brigge», («Записки Мальте Лауридса Бригге»), 1910; «Das Stundbuch», 1905; «Die Geschichten von lieben Gott», 1900; «Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke», 1906; «Worpswede», 1903 (монография по искусству), «Gesamtausgabe», 6 Bde., 1927-1928.

Ринтелен Фриц Иоахим

РИНТЕЛЕН (Rintelen) Фриц Иоахим фон (род. 16 мая 1898, Штеттин) – профессор в Бонне, Мюнхене, с 1946 – в Майнце, ученик Гейзера. Занимаясь вопросами истории европейской философии ценностей, он развивал новый ценностный реализм (как основу критической оценки экзистенциализма и интерпретации Гёте как образца «живого духа» времени, динамического волюнтаризма и формального интеллектуализма. Осн. произв.: «Dдmonie des Willens», 1947; «Philosophie der Endlichkeit als Spigel der Gegenwart», 1951.

Ритчл Альбрехт

РИТЧЛ (Ritschi) Альбрехт (род. 25 марта 1Й22, Берлин – ум. 20 марта 1889, Гёттинген) – нем. теолог; профессор в Гёттингене с 1864. Считал, что метафизика возможна только на основе христ. этики. Идея Царства божьего выступает у него в качестве цели Откровения. Осн. произв.: «Die christliche Lehre von der Rechtfertigung und Versцhnung», 3 Bde., 1870-1874; «Die christliche Vollkommenheit», 1874; «Theologie und Metaphysik», 1887.

Рихард из Сен-Виктора

РИХАРД ИЗ СЕН-ВИКТОРА (Riccardo di S. Vittore) (ум. 1173) – представитель франц. ранней схоластики; глава школы викторианцев в Париже. Создал развернутую систему мистического экстаза, однако требовал, чтобы правильность экстаза постоянно проверялась по Библии. Пытался доказать существование Бога, исходя из преходящего характера земного бытия.

Ричард из Миддлтауна

РИЧАРД ИЗ МИДДЛТАУНА (де Медиавилла) (ум. 1300/08) – англ, схоласт. Будучи францисканцем, он, однако, отклонялся от августианской философии своего ордена, приближаясь к томистской точке зрения. Рассматривал рассудок как познавательную способность, созданную Богом, но имеющую, правда, естественный характер. В рассудке видовые понятия являются реальными, а высшие понятия – абстрактными; это приближало его к номинализму. Осн. произв.: «Комментарий к сентенциям Петра Ломбардского» (1489), «Дискуссионные вопросы» («Quaestiones disputatae»), напечатанные впервые в 1883.

Роберт Гроссетест

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (род. 1175, Стрэдбрук – ум. 9 окт. 1253, Линкольн) – англ, схоласт; епископ. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики – на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об «озарении» познающего божественным светом.

Роберт Кайлвардбийский

РОБЕРТ КАЙЛВАРДБИЙСКИЙ (Kilwardby) (ум. 12 сент. 1279, Витербо) – англ, схоласт; будучи доминиканцем, он тем не менее отклонил томистское учение, защищая августинизм. Возродил аристотелевское учение о том, что душа состоит из трех различных душ (вегетативной, сенситивной и интеллектуальной). Он был автором широкоизвестного в эпоху средневековья соч. «О возникновении и расчленении философии».

Роберт Мелунский

РОБЕРТ МЕЛУНСКИЙ (Robertus de Meleduno) (ум. 1167, Херфорд) – англ, ранний схоласт; ученик Гуго Сен-Викторский. Главные его произв.: «Книга сентенций» и особенно теологическая «Summa», в которой он, подвергнув критике современную науку и выступив за методическое сомнение, потребовал основательного разъяснения проблем частных наук как материальной основы теологии.

Робине Жан Батист Рене

РОБИНЕ (Robinet) Жан Батист Рене (род. 23 июня 1735, Ренне – ум. 24 янв. 1820, там же) – франц. философ; подчеркивал, что в природе существует «закон постоянства» и непрерывная лестница, которая ведет от низших существ к высшим. Все существа – вариации прототипа, конечная цель варьирования – формирование человека. Тем самым он перенес в натурфилософию философско-исторический эволюционизм своего времени. Психологию Робине пытался подчинить механическим закономерностям. Моральным принципом для него являлся природный инстинкт. Осн. произв.: «De la nature», 5 vol., 1761 – 1768; «Considerations philosophiques sur la gradation naturelle», 1788; «Parallele de la condition et des facultes de rhomme avec celles des autres animaux», 1769; «Les vertus, reflexions morales en vers», 1814.

Роджерс Карл Рэнсом

РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом (род. 8 янв. 1902, Ок-Парк, Иллинойс – ум. 1987) – амер. психолог, один из лидеров экзистенциальной или гуманистической психологии, которая стала ныне фактически третьей силой наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом. В основе теории Роджерса лежит Я-концепция – относительно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, базируясь на которой он строит свои взаимодействия с др. людьми и относится к себе. Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Будучи основателем центрированной на пациенте психотерапии, Роджерс видит в нем не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Цель центрированной психотерапии как части гуманистической психологии – так перестроить структуру Я, чтобы личность стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту, а именно к системе восприятий и оценок личностью своих черт и отношения к миру. Осн. произв.: «Psychotherapy and personality change», 1954; «Freedom of personality», 1972.

Розанов Василий Васильевич

РОЗАНОВ Василий Васильевич (род. 1856, Ветлуга Костромской губ. – ум. 1919, Сергиев Посад) – рус. религиозный философ и литератор. Развивал тему противопоставления Христа и мира, язычества и христианства, которое, по его мнению, выражает мироощущение безнадежности и смерти. Но он критикует христианство ради др. «живой» религии, ради иной церкви, поскольку «нет народа без храма и Бога». Духовное возрождение должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, идеалы которого непременно восторжествуют не только в потустороннем мире, но и здесь, на земле. Культура, искусство, семья, личность могут быть поняты лишь в рамках нового религиозного мировоззрения как проявление «богочеловеческого процесса», как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой истории. Свою философию жизни Розанов пытался построить также на обожествлении рода, семьи («Семья как религия», 1903), пола. Осн. произв.: «О понимании», 1886; «Семейный вопрос в России», 1903; «В мире неясного и нерешенного», 1904; «Около стен церковных», 2 т., 1906; «Темный лик. Метафизика христианства», 1911; «Люди лунного света. Метафизика христианства», 1911; «Опавшие листья», 1913-1915; «Религия и культура», 1912; «Из восточных мотивов», 1916.

Розенкрац Карл

РОЗЕНКРАНЦ (Rosenkranz) Карл (род. 23 апр. 1805, Магдебург – ум. 14 июня 1879, Кенигсберг) – нем. философ; профессор в Кенигсберге с 1833. Розенкранц – один из наиболее известных учеников Гегеля, разрабатывавший его систему. Осн. произв.: «Meine Reform der Hegeischen Philosophie», 1852; «Leben Hegels», 1844.

Ройе-Коллар Пьер поль

РОЙЕ-КОЛЛАР (Royer-Collard) Пьер Поль (род. 21 июня 1763, Сомпиус-наМарне – ум. 4 сент. 1845, Шатовьё) франц. политик и философ. Примыкая к шотл. философской школе, сделал восприятие исходным пунктом своей философии, однако при этом выступил против сенсуализма Кондильяка.

Ройс Джосайя

РОЙС (Royce) Джосайя (род. 10 нояб. 1855, Грасс-Валли, Калифорния – ум." 14 сент. 1916, Кембридж, Массачусетс) – амер. философ; с 1882 – профессор в Гарвардском ун-те, ученик Лотце. В обращении от Канта к Фихте, Шеллингу и Гегелю он видел истинный путь философии, т.е. путь к идеалистическому персонализму: мир – совокупность существ, обладающих свойствами личности, которые объединяются в высшей духовной личности (в Боге). Ройс занимался также вопросами логики. Осн. произв.: «The conception of God», 1897; «Problem of truth», 1908; «The word and the individual», 2 vol., 1900 – 1902; «Принципы логики» (в Энциклопедии философских наук, т. I: «Логика», 1912); «The sources of religions insight», 1912; «The problem of Christ», 1913.

Ролз Джон

 

Джон Ролз Джон Ролз – американский академик, философ и писатель.

Джон Ролз родился в Балтиморе, штат Мэриленд, США, в семье адвоката Уильяма Ли Ролза и его жены Анны Абель Стамп Ролз. Ещё в раннем детстве мальчик переживает огромное эмоциональное потрясение, когда, один за другим, от смертельных болезней умирают два его брата.

Некоторое время Джон учится в одной из школ Балтимора, однако вскоре переводится в школу в Кенте, штат Коннектикут. В 1939 г. он поступает в Принстонский университет.

В 1943 г., вскоре после получения учёной степени в области гуманитарных наук, Ролза призывают на службу в армию Соединённых штатов. В её рядах он пройдёт Вторую мировую войну, однако оставит воинскую службу, став свидетелем бомбардировки Хиросимы.

После этого, в 1946 г., он возвращается в Принстонский университет, чтобы защитить степень доктора философии по этике.

В 1950 г. Ролз публикует свою диссертацию под названием «Исследования в области этических знания в свете суждений о моральных ценностях характера».

В том же 1950 г. доктор философии Джон Ролз начинает преподавать в Принстонском университете, где проработает последующие два года.

В 1951 г., в научном журнале Корнельского университета “Philosophical Review” появляется статья Ролза «Очерк о нравственных решениях». В том же журнале будут опубликованы его работы «Справедливость как честность» и «Чувство справедливости».

В 1952 г. он удостаивается чести стать стипендиантом Фулбрайтовской программы Оксфордского университета. Затем Ролз возвращается в Соединённые штаты Америки, где, начав преподавание в Корнельском университете в должности старшего преподавателя, вскоре становится доцентом.

К 1962 г. он уже является штатным профессором университета, а вскоре получает предложение из Массачусетского технологического института. Но свой выбор Ролз останавливает на Гарвардском университете.

В 1963 г. в ежегодное издание Американского общества по политической и правовой философии «Номос VI: справедливость» входит глава «Конституционные свободы и концепции справедливости», автором которой является Ролз. В 1967 г., в сборнике «Философия, политика и общество» Питера Ласлетта и У. Дж. Рансимена появляется его статья «Распределительная справедливость».

В следующем году будет написана статья «Распределительная справедливость, с некоторыми дополнениями».

В 1971 г. Ролз заканчивает свою работу «Теория справедливости», которая будет издана “Belknap Press” при издательстве Гарвардского университета. Именно она и считается его основным трудом по политической философии и этике.

В 1974 г., в научном журнале “Quarterly Journal of Economics” публикуется его статья «Ответ Александру и Масгрейву». В этом же году, в “American Economic Review” появится «Несколько аргументов в пользу максиминного критерия».

В 1993 г. увидит свет дополненная версия его «Теории справедливости» – «Политический либерализм». Издателем книги выступил издательский центр Колумбийского университета. В этом же году Роekc пишет статью «Закон народов», опубликованную в журнале “Critical Inquiry”.

В 2001 г., в ответ на критику «Теории справедливости», Ролз публикует работу «Справедливость как честность: повторное заявление». Книга являет собой краткое подведение итогов всех его философских идей под редакцией Эрина Келли.

«Теорию справедливости», главный труд всей жизни Ролза и одна из самых плодотворных его работ, сразу же после публикации была названа «самой значимой работой в области этики с момента окончания Второй мировой войны».

В 1999 г., за свою работу «Логика и философия», Ролз получает международную премию Рольфа Шока.

В том же 1999 г. он награждается Национальной гуманитарной медалью США.

В 1928 г., когда Джону едва исполнилось семь лет, он перенёс дифтерию. В следующем году он заболел пневмонией.

В 1949 г. Ролз женился на выпускнице Брауновского университета Маргарет Фокс.

Этот известный американский философ не любил давать интервью и чувствовал себя на сцене крайне неуютно.

Он был атеистом.

В 1995 г. Ролз пережил сразу несколько сердечных приступов, после чего продолжать работу оказалось для него невозможным.
Умер Джон Ролз в возрасте 81 года в г. Лексингтон, штат Массачусетс.

Джон Ролз был ведущим американским философом в области этики и политической философии, чьи труды впоследствии получат общее название «Ролзианизма».

Росмини Антонио

РОСМИНИ (Rosmini) Антонио (род. 1795, Роверето – ум. 1855, Стреза) итал. священник и философ, представитель умеренной онтологии; находился под влиянием Канта; был также дипломатом, боролся за национальное единство итальянцев. В 1828 основал объединение «Священник любви». Церковно- политические реформаторские устремления Росмини неоднократно приводили к конфликтам с церковью, в 1887 его 40 тезисов были осуждены церковью. Осн. произв.: «Teodicea», 1845; «Logica», 1853; «Filosofia della politica», 1858; «Teosofia», 5vol., 1856-1874.

Росцелин Иоанн

РОСЦЕЛИН (Roscelinus) Иоанн (род. ок. 1050, Компьень – ум. 1123/25, там же) – франц. теолог, философ-схоласт. Родился в Компьене (Франция), где стал каноником. Не сохранилось никаких его произведений, а его воззрения известны лишь по критическим выступлениям оппонентов - Ансельма Кентерберийского, Абеляра и др.

Уже к началу средневекового спора об универсалиях он защищал номинализм, приписывая действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывая в действительности родам и частям этих вещей.

Взгляды Росцелина сводились к следующему. Объективным существованием, по его мнению, обладают только единичные вещи. Общие же понятия, называемые универсалиями, - это лишь наименования - ноумены. Отсюда произошло название направления номинализм. Философские воззрения Росцелина наиболее полно передают номиналистическую концепцию.

Номинализм как направление в гносеологии возник еще в античное время, но только в Средневековье он оформился в самостоятельное философское течение. Реализм и номинализм представляют крайние позиции в теоретическом споре о природе общих понятий - вопрос, который является главным для всей схоластической философии.

Росцелин стоял на позициях крайнего номинализма, считая, что универсалии, т.е. общие понятия, - это только «звуки голоса», которые никак не связаны с вещами. Лишь в языке, по мнению Росцелина, формируется общее понятие, в действительности же существуют отдельные предметы, обладающие определенными свойствами. Общее, таким образом, не обладает никакой объективностью. За общим не признавалась объективность даже в уме человека.

Кроме крайнего номинализма существует умеренный номинализм, согласно которому общее, хотя и не существует самостоятельно, но все-таки присутствует в вещах, на основании чего и формируется общее понятие в слове.

Росцелин применил свою концепцию номинализма для анализа христианского догмата Троицы. Так как, согласно Росцелину, не может быть никакого самостоятельного существования общего, то не может быть и никакой божественной субстанции, которая едина и объединяет одновременно три божественных лица. Существуют лишь три самостоятельных Бога. Своей концепцией Росцелин отверг один из основных догматов вероучения. Поэтому церковь на своем соборе в Суассоне в 1092 г. объявила учение Росцелина о трехбожии ересью и заставила его отречься от него.

В номинализме Росцелина нашло выражение стремление признать объективное существование единичных предметов. В то же время отрицание объективного существования общего вело к субъективистским выводам.

Роттердамский Эразм

 

Эразм Роттердамский Эразм Роттердамский (1469–1536) — европейский ученый, философ Северного Возрождения, которого часто называют «князем гуманистов». Вошел в историю как критический исследователь текста Священных писаний и других религиозных текстов. Роттердамский Эразм, биография которого стала отражением культуры XV–XVI веков, снискал славу своими свободолюбивыми взглядами. 

Будущий ученый появился на свет 28 октября 1459 года в нидерландском городе Гауда, расположенном неподалеку от Роттердама. Он был незаконнорожденным сыном местного бюргера и бедной служанки. Родители окрестили мальчика Гергард — «желанный».

Впоследствии ученый взял себе псевдоним Дезидерий Эразм, и навсегда позабыл о своем настоящем имени.

В детстве Эразм получил образование в местной начальной школе, а затем перешел в школу в Девентере, где преподаватели делали упор на изучение древних классиков.

В возрасте 13 лет Эразм остался круглым сиротой. Родители со стороны отца не проявляли к мальчику никакого интереса, и он понял, что единственным шансом на спасение является уход в монастырь.

С 1486 по 1492 год Эразм, принявший сан, жил в обители монахов-августинцев. Всё свободное время молодой человек посвящал чтению произведений классических авторов, которых он так любил. Кроме того, он совершенствовал свои познания в латыни и древнегреческом языке, которые считал самыми важными языками, изучал основы ораторского искусства.

Прекрасно образованный юноша, способный изящно изъясняться на латыни, привлёк внимание высшего духовенства. В итоге он получил пост секретаря епископа Камбре. В обязанности Эразма входило ведение переписки на латинском языке.

Монастырский уклад жизни никогда не нравился Эразму. Благодаря высоким покровителям он смог оставить монастырь и с головой окунуться в изучение гуманистической науки, которая давно привлекала его. Спустя время он переехал из Камбре в Париж, который имел славу центра свободной учёности.

В Париже Эразм опубликовал свой первый сборник «Adagia», в который вошли популярные изречения и анекдоты, извлечённые Эразмом из сочинений античных писателей. Благодаря этой книге он приобрёл первую известность, которую закрепил после поездки в Англию. Там он познакомился с выдающимися гуманистами своего времени: Томасом Мором, Джоном Колетом, Джоном Фишером.

Далее последовало путешествие по Италии, где Эразм получил от Туринского университета диплом на звание почётного доктора богословия. К интересным фактам стоит отнести знакомство Эразма и папы Римского. В знак особого уважения к трудам учёного, папа разрешил ему вести образ жизни и одеваться в соответствии с обычаями каждой страны, где тому довелось побывать.

К самым важным трудам Эразма стоит отнести, прежде всего, сочинение «Похвала глупости», которое ещё при жизни философа переиздавалось несколько раз. Большое значение имели работы «Наставление христианского государя», «Жалоба мира», «О свободе воли», «Разговоры запросто».

В 1506 год Эразм получил предложение преподавать в Кембриджском университете. Он обучал студентов богословию и древнегреческому языку. Чтобы сделать занятия более понятными для учеников, он самостоятельно перевёл и истолковал Новый Завет. Это стало настоящим новаторством, поскольку ранее до Эразма никто не осмеливался оставлять собственные критические записи к религиозным текстам.

Спустя 5 лет философ был назначен профессором Кембриджа, а вскоре получил должность королевского советника при дворе императора Священной Римской империи Карла V. Большое жалованье и полная свобода действий позволили Эразму Роттердамскому спокойно заниматься научной и литературной деятельностью.

При изучении краткой биографии Эразма Роттердамского стоит отметить, что авторитет ученого был очень велик. К его советам в политических, научных, философских вопросах прислушивались важные государственные мужи.

Эразм Роттердамский, будучи священнослужителем, никогда не был женат и не имел детей. Скончался учёный в ночь на 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия.

Ротхакер Эрих

 

Ротхакер Эрих (1888-1965) - представитель так называемой культурной ветви философской антропологии.

Ротхакер полагает, что человек прежде всего характеризуется самоцельной активностью, источник которой лежит в его сознании. В своих философских рассуждениях он стремится представить человека как живую и творческую личность. Человек, по его мнению, - творец и носитель культуры, которая есть источник свободы человека и его деятельной активности. Культура, по мнению Ротхакера, - это реакция человека на воздействие природы, это способ ориентации в мире. Человек дистанцирован от внешнего мира, но открыт миру, и в то же время находится в окружающей среде, которая выступает как результат деятельности сознания, пропускающего через свой порог лишь то, что имеет важное значение для жизни индивида.

В деятельности человека, по Ротхакеру, проявляется «воля к творчеству», источник которого находится в душе человека. Он пишет: «Я - не пучок, не сумма, не нагромождение извне данных ощущений, но субъект, центр и исходный пункт активности. Именно это пункт свободы и нравственной силы личности».

В 1938 г. Ротхакер выпустил книгу «Слои личности», в которой дал свое понимание личности человека. По его мнению, личность образуют три слоя: 1) Вегетативная и животная жизнь. 2) «Оно», которое определяется влечениями и чувствами. 3) «Я», которое мыслит и самосознает. Эти слои взаимосвязаны, однако не сводятся друг к другу, а подчиняются тем же закономерностям, что и слои бытия. Ротхакер пишет: «Лишь учение о слоях личности является ключом к пониманию практического человеческого поведения».

Ротхакер полагает, что человек порождает культуру, а культура создает человека. При этом большую роль играет язык: «С каждым вполне понятным словом мир изменяется. То, что сказано, снова включается в мир, который уже существует».

Руперт из Дейтца

РУПЕРТ ИЗ ДЕЙТЦА (лат. Rupertus Tuicensis) (род. ок. 1070 – ум. 4 марта 1135) – представитель ранней нем. схоластики. Всемогущество Бога он понимал как всеволие Бога, но в высших религиозных вопросах считал правомочным и разум. Из догмы о Троице пытался вывести схему мышления, имеющую троичную форму.

Руссо Жан-Жак

 

 

Жан-Жак РуссоРУССО (Rousseau) Жан Жак (род. 28 июня 1712, Женева – ум. 2 июля 1778, Эрменонвилль, близ Парижа) – франц. писатель и философ. Он родился в Швейцарии, в Женеве. Отец его был ремесленником-часовщиком, мать умерла при рождении сына. Отец отдал его учиться ремеслу, но это его не занимало и в шестнадцать лет он уехал из Женевы. Ради заработка занимался различной работой, переезжая с места на место. Побывал в Италии, Южной Франции. В 1741 г. приехал в Париж. Знакомства с Дидро, Кондильяком и другими прогрессивными мыслителями того времени расширили философский кругозор Руссо и имели для него большое значение.

Руссо – мыслитель, в котором созревал романтический протест против Просвещения; хотя он сам еще в значительной степени принадлежал к этому течению, однако уже был одним из тех, кто духовно подготавливал Франц. революцию. Руссо пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. Все является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека. За его лозунгом «Назад к природе!» скрывался натурализм, который недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми. Воспитанию он приписывал задачу устранения всего, что тормозит естественное развитие, и создания для последнего наилучших условий. Религиозное воспитание должно вестись не в духе какого-либо определенного вероисповедания, а в духе деизма. Человек рождается свободным, благодаря молчаливо заключенному общественному договору (contrat social) люди объединяют свои воли в «единую волю»; см. Государство. Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Осн. произв.: «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Об общественном договоре» (1762); «Исповедь» (1781-1788); Избр. соч., тт. 1-3. М., 1961.

Известность ему принесло произведение «Рассуждение о науках и искусствах». Эта работа Руссо возникла в результате конкурса, объявленного Дижонской академией в 1750 г., и была написана на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» Произведение Руссо заняло первое место. В этом сочинении Руссо дал совершенно неожиданный для того времени ответ. Он ответил отрицательно на поставленный вопрос, довольно красноречиво и убедительно показав, что науки и искусства негативно действовали на нравственное состояние общества. «Наши души, - писал он, - развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства». Конечно, эти выпады против наук и искусств выражали для Руссо лишь мысль о социально-политическом порабощении народа, так как он усматривал в науках и искусствах своего рода гирлянды цветов, которые украшают железные цепи, сковывающие людей и заглушающие в них естественное чувство свободы. Он выступил в этом произведении защитником интересов народных масс, считая, что писатели, художники, ученые, пользующиеся благодеяниями монархов, «высасывают соки из государства, ничего не давая ему взамен, в то время как самые полезные граждане, которые дают хлеб и молоко, гибнут в нищете и презрении в глуши деревень».

Эти мысли в защиту народных масс были высказаны в антипросветительской форме, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам. Однако Руссо был убежден в огромной роли разума в деле совершенствования людей и рассеивания мрака невежества. Так, он предлагал в своей работе пригласить ученых в качестве советников к государственным деятелям для создания общего блага. Власть и мудрость должны вступить в союз - вот каков призыв Руссо.

Кроме указанного произведения, Руссо написал «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства междулюдьми» (1755), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762). В своих работах Руссо анализирует многие вопросы общественного развития. Он рассматривает положение, при котором человек потерял свою свободу, свойственную ему в естественном состоянии. Естественное состояние Руссо понимал как такое, при котором человек не зависит ни от кого, это идеал, к которому можно в конце концов вернуться. Естественное состояние дает людям равенство, при нем люди не знали, что такое частная собственность, и поэтому не были испорчены в нравственном отношении.

Он полагал, что неравенство существовало не всегда. Оно появилось тогда, когда возникла частная собственность. Расслоение на бедных и богатых - это первая ступень неравенства, которое началось с того момента, когда кто-то первый, отгородив участок земли, сказал: «Это - мое», и когда все в это поверили.

Второй этап неравенства начинается с возникновением государства, когда бедные и богатые заключили между собой союз, договор об образовании государственной власти, при этом одни оказываются управляющими, другие - подданными. В этом случае причина неравенства лежит в зависимости людей друг от друга. Таким образом, возникшие государства и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету» [Трактаты. М., 1969. С. 84]. Третьим этапом поступательного развития неравенства Руссо считал переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов. Этот деспотизм должен быть в конце концов повержен.

Полагая, что переход от естественного состояния к государству порождает порабощение человека, Руссо все же не считает, что этот переход является гибельным для человечества. Он признает положительные стороны заключения такого договора, так как социальный союз дает человеку силы для сохранения того, что он имеет. Кроме того, по его словам, «основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равньми в силу соглашения».

В работе «Об общественном договоре» Руссо утверждает важные положения, а именно: что сувереном является народ, что суверенитет народа неотделим от него и неделим, что законодательная власть принадлежит народу и может принадлежать только ему. В законах должна воплощаться «всеобщая воля народа».

Значительное место в творчестве Руссо занимают проблемы воспитания, которым он придавал исключительно важное значение, заявляя, что «у вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей Государства, будут лишь жалкими рабами» [Трактаты. М., 1969. С. 125]. Эта прозорливая мысль Руссо не потеряла своей абсолютной ценности и сегодня.

Воспитание граждан, по Руссо, должно начинаться с самого раннего возраста, и именно педагогическое воспитание, а не только воспитание посредством социальной среды. Основной вид воспитания представляется Руссо как общественное воспитание в правилах, предписываемых правительством. Он полагал, что воспитание должно быть направлено на формирование любви к отечеству. Необходимо воспитывать такие добродетели, которые давали бы возможность человеку довольствоваться минимумом материальных благ. «Общественное признание добродетели человека, - писал Руссо, - это самая сладостная награда, которую он может получить, и любое доброе дело не нуждается в ином вознаграждении, кроме провозглашения его добрым во всеуслышание».

Влияние идей Руссо было значительным как во Франции, так и в других странах. Он - один из первых, кто вскрыл противоречивые стороны развития цивилизации. Его радикализм в вопросах социального развития питал прогрессивные течения Великой Французской революции.

Рюдигер Андреас

РЮДИГЕР (Rьdiger) Андреас (род. 1 нояб. 1673, Рохлитц – ум. 6 июня 1731, Лейпциг) – нем. философ; профессор в Лейпциге. Противник Христиана Вольфа; отклонил применение математического метода к философии и обратился, в частности, к психическим и даже к парапсихическим феноменам. Осн. произв.: «Philosophia synthetica», 1707; «Philosophia pragmatica», 1723.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21