Уайтхед Альфред Норт |
УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред
Норт (род. 15 февр. 1861, Ремсгейт
– ум. 30 дек. 1947, Кембридж, Массачусетс) – англо-амер. философ и математик;
с 1924 – профессор Гарвардского ун-та; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он
создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной
метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению,
«ряд подстрочных примечаний к Платону». Написал (совместно с Расселом) «Principia Mathematica» (см. Логистика). В своем осн. метафизическом
произв. «Process and reality. An essay in cosmology» (1929) рассматривает объекты как неизменные и как
«атомистические кирпичики природы», являющиеся только признаками и свойствами
становления. Все существующее представляет собой своего рода организмы;
сущность же организмов лучше всего обнаруживается в единичных электронах и
единичных живых существах (coincidentia oppositorum); в
пространстве, находящемся между ними, царит беспорядок. Филос. эволюция У. происходила в
границах неореализма, в св. воззрениях он стремился философски осмыслить естеств. – науч. открытия 19–20 вв. До сер. 20‑х
гг. У. решал задачу преодоления т.н. удвоения природы, представляя последнюю
как единство «событий», т.е. «элементарных факторов чувственного опыта», и
«объектов» – «непреходящих элементов в природе» как устойчивой стороны
преходящих текучих событий. Подобная картина мира, по У., позволяет понять природу
как «процесс» и сблизить положение о её независимости от мысли с
положением о тождественности природы с опытом. Второй период творчества У.
связан с его переходом на позиции, родственные платонизму: он отстаивал
принцип, согласно к‑рому всё существующее должно являться частью опыта:
для конечных вещей – индивидуального, для мира в целом – божественного.
Мировой процесс понимался У. как божественный опыт, в к‑ром «вечные
объекты» из идеального мира переходят в физический, обеспечивая тем самым
качеств. определённость «действительных событий». Поскольку «событие» имеет
временной характер и постоянно изменяется, оно органично, а наука, след‑но,
становится исследованием организмов. В социально‑историч.
взглядах У. признавал решающую роль идей и отдельных личностей в развитии общ‑ва. Осн. соч.: «Курс
универсальной алгебры» (в 2 т. 1891–1903), «Principia
mathematica» (в 3 т. 1910–13, совм.
с Расселом), «Исследование принципов естествознания» (1919), «Концепт
природы» (1920), «Религия в созидании» (1926), «Наука и совр. мир» (1926),
«Процесс и реальность. Очерк космологии» (1929), «Приключение идей» (1933),
«Принцип реальности» (1934), «Формы мышления» (1938). |
Уарте Хуан |
УАРТЕ (Huarte) Хуан (род.
ок. 1530, Сан-Хуан-де-Пьедель-Пуэрто, Наварра – ум. ок. 1592,
Баэса) – исп. врач и философ. В своем труде
«Исследования способностей к наукам» (1575, рус. пер. 1960) ставит
способности души в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента,
климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом
организме является активный элемент – огонь. Делал попытки классифицировать
науки, опираясь на человеческие способности – память, разум, воображение и в
особенности наблюдение. Оказал большое влияние на расцвет исп. гуманизма
16-17 вв. |
Уисдом Джон |
УИСДОМ (Wisdom) Джон (род. 12 сект. 1904, Лондон) – англ, философ, представитель лингвистической философии. Задачу философского исследования видел
в прояснении отдельных выражений обыденного языка. Абстрактные философские
понятия, такие, напр., как материя, являются, по Уисдому,
логическими конструкциями, которые следует сводить к конкретным понятиям,
описывающим чувственные данные, телесные и психические проявления. Особо
занимался исследованием парадоксов, связанных с проблемой познания сознаний
др. людей. Традиционные философские вопросы возникли, согласно Уисдому, в результате бессознательных влечении и
стремлений человека и потому философские теории следует рассматривать в лингвистической
философии, сближенной с психоанализом, как своеобразные заболевания,
нуждающиеся в лечении. Осн. работы: «Other minds»,
1952; «Philosophy and psychoanalysis», 1953; «The unconscious origin of
Berkeley's philosophy», 1953. |
Ульрих Энгельберт |
УЛЬРИХ ЭНГЕЛЬБЕРТ (Ulrich Engelbert) из
Страсбурга (род. 1248/54, Кёльн – ум. 1277, Париж) средневековый теолог и
эстетик; ученик Альберта Великого, находился
с ним в тесной дружбе и был его биографом. Испытал сильное влияние
неоплатонизма. Считал, что красота эстетического предмета связана с
благородством приданной ему формы. |
Умов Николай Алексеевич |
|
Унамуно Мигель |
УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (род. 22 сент. 1864, Бильбао – ум. 31 дек.
1936, Саламанка) – исп. писатель и философ-экзистенциалист; профессор с 1891.
Считал, что осн. трагедия жизни заключается в
неразрешимости спора между верой и знанием, спора, в котором он участвовал на
стороне веры. Символом такой трагической жизни являлся для него ДонКихот, выступающий как «душа Испании», воплощение
трагического чувства действительности. Осн. произ.: «Das Leben des Don Quichote und des Sancho», 1914;
«Die Agonie des Christentums», 1928; «Das tragische Lebensgefьhl», 1913. |
Уорд Джеймс |
УОРД (Ward) Джеймс (род. 27 янв. 1843, Халл,
Йоркшир – ум. 4 марта 1925, Кембридж) – англ,
психолог; профессор с 1897. Рассматривал психологию только как теорию
сознания. Особенно подчеркивал значение внимания как единственного вида
психической деятельности. Реальный мир понимал как совокупность
взаимодействующих «духов» – монад. Осн. произв.: «Naturalism and agnosticism» 2 v., 1899; «The realm of ends», 1911; «Psychological principles», 1918. |
Уорд Лестер Франк |
УОРД (Ward) Лестер Франк (род. 18 июня 1841, Джолиет
– ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) – амер. социолог, основоположник психологизма
в социологии, один из основателей палеоботаники, первый президент Амер.
социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность биологизму Г.
Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и направляется
гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил выделял
желание, выражающее природные импульсы – удовлетворение голода и стремление к
продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к преобразованию
окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное его достояние,
которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях) заменить стихийное
проявление слепых эволюционных сил, господствующих в животном мире,
осознанным прогрессом. Осн. труды: «Glimpses of
the cosmos», v. 1-6, 1913 – 1918; «L. F. Ward. Selections from his works», 1963; «Dynamic sociology», v. 1 – 2, 1968;
«Pure sociology», 1970; «Applied sociology», 1974; на рус. яз. – «Психические факторы цивилизации», М., 1897; «Очерки социологии», М., 1901. |
Уорнер Уильям Лллойд |
УОРНЕР (Worner) Уильям
Ллойд (род. 26 окт. 1898, Редлендс, шт. Калифорния
– ум. 23 мая 1970, Ист-Ластинг, шт. Мичиган) –
амер. антрополог и социолог. Большое значение придавал определению социальной
позиции (статуса) групп (классов) людей по набору признаков – образование,
занятие, состояние, доход, семья, друзья, клубы, привычки и т. д., – среди
которых предпочтение отдавалось экономическим факторам. Разработал методики
определения и оценок социального статуса и распределения населения по ним. По
Уорнеру, в США существуют шесть социальных групп: высшая – высшая, низшая –
высшая, высшая – средняя, низшая – средняя, высшая – низшая и низшая –
низшая. Эти группы составляют систему, находящуюся в равновесии, и даже
существующее социальное неравенство необходимо для сохранения общества. Для
более глубокой разработки своих идей и методов исследовал проблемы
взаимоотношений между этническими группами общества, факторы воспитания и
образования, механизмы формирования религиозных убеждений и верований. Осн. произв.: «Social class
in America», 1960; «The corporation in the emergent Amerucan
society», 1962; «American life: dream and reality», 1965. |
Уотсон Джон Бродес |
УОТСОН (Watson) Джон Бродес (род. 9 янв.
1878, Гренвиль – ум. 25 сент. 1958, Нью-Йорк) –
амер. психолог; профессор ун-та Джонса Хопкинса в Балтиморе (1908-1920). Один
из главных представителей бихевиоризма;
свою психологию основывал на данных биологии и отбрасывал интроспекцию
как психологический метод. Отождествляя поведение с системой видимых и
скрытых моторных реакций, замыкал его исследование схемой «стимул – реакция».
Главной задачей психологии считал изучение процессов научения. Осн. произв.: «Behavior. An introduction
to comparative psychology», 1914; «Behaviorism», 1925; «The battle of
behaviorism», 1928; «Psychological care of infant and child», 1928 (рус. пер. «Психологический
уход за ребенком», 1929). |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21