Валла Лоренцо |
ВАЛЛА Лоренцо (Lorenzo della Valle) (род 1407, Пьяченци –
ум. 1 авг. 1457, Рим) – итал. гуманист. Будучи учителем риторики, боролся с
[вульгарной] латынью и благодаря своим переводам познакомил Западную Европу с
Геродотом и Фукидидом. В философии выступал против ложного эпикуреизма своего времени («De voluptate as vero bono»-, 1431), схоластической логики и диалектики,
которая является, по его мнению, смесью варварства и софистики («Dialecticae disputationes contra Aristoteles»,
1499). Не подлежащее, с его точки зрения, сомнению совместное
существование всемогущества Бога и человеческой свободы воли он рассматривал
как таинство («De libero arbitrio», 1493). Подверг
острой критике монашество («De professione religiosorum», 1445) и
доказал, что грамота, в которой Константин Великий даровал христианство рим. церкви, т. н. «Константинов дар», является фальшивой
(«De Donatione
Constantini magni», 1517). |
Ван Бреда Герман Лео |
BAH
БРЕДА (Van Breda) Герман Лео (род. 28 фев. 1911, Лиер,
Бельгия) – голл. философ, проф. ун-та в Антверпене. В своих трудах осн. внимание уделял проблемам натурфилософии, во многом
заимствуя идеи Гуссерля об интенциональности,
но отвергая его радикальные идеалистические взгляды. Занимался также
проблемами интуиции в натурфилософии, подходя к их исследованию с позиций
исторического анализа. Известен как издатель трудов Гуссерля
и философской многотомной серии «Phaenomenologica».
Опубликовал ряд работ о Дунсе Скоте и Уильяме
Оккаме. |
Ван Чун |
ВАН ЧУН (род. 27- ум. 97) – кит.
философ, представитель скептически-материалистической философии, отрицал
бытие Бога-личности и существование души после смерти. Осн.
его произв. «Лунь-хэн» («Критические рассуждения»)
переведено в Англии Форке (1907-1911, 2 тт.). |
Ван Ямин |
ВАН ЯНМИН (род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань)
– кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии
неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу
Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную теоретико-познавательную систему. |
Василий Великий |
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, Василий
Кесарийский, Святой (род. ок. 330, Цезарея, Каппадокия – ум. 1 янв. 379, там же) – греч.
теолог, с 370 – епископ. Получил признание за свою церковную, монастырскую,
благотворительную деятельность, писал о догматике и аскетизме. Избр. соч. – в «Библиотеке отцов церкви», т. 46, 1925. |
Вашеро Этьен |
ВАШЕРО (Vacherot) Этьен
(род. 29 июля 1809, Торнсенэ, близ Лангра – ум. 28 июля 1897, Париж) – франц. философ, в
1839 – 1852 – профессор. Принадлежал к антиматериалистическому,
антипозитивистскому направлению во франц. философии. Испытал большое влияние нем. идеализма. В его метафизике,
созданной им под влиянием Гегеля, Бог более чем бесконечен, ибо он –
совершенное. Осн. произв.: «La metaphysique
et la science», 1863, 3 vol.;
«La science et la conscience», 1870. |
Введенский Александр Иванович |
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович
(род. 1856, Тамбов – ум. 7 марта 1925, Ленинград) – рус. философ и психолог,
крупнейший представитель кантианства в России. В работах «О пределах и
признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914)
высказал мысль о необходимости вывести учение о душе за пределы психологии,
поскольку чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет, а потому
недоказуема, непознаваема; признание чужой духовности диктуется человеку
только его нравственным чувством, которое связано с нравственным долгом.
Считал, что психология должна ограничиться лишь описанием душевных явлений
(интроспекцией – самонаблюдением). В соч. «Логика как часть теории познания»
(1909) назвал свою философскую систему логицизмом,
функция которого – проверять истинность познания, а не открывать новое.
Др. соч.: «Судьбы философии в России», 1898; «Спор о свободе воли перед судом
критической философии», 1901; «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом», 1922. |
Вебер Альфред |
ВЕБЕР (Weber) Альфред (род. 30 июля 1868, Эрфурт – ум. 2 мая 1958,
Гейдельберг) – нем. социолог, с 1904 – профессор. Соединял социологию со
структуралистским учением в исторической науке. В социологии культуры Вебера
показывается, что истинной основой всякой крупной культуры является
определенный, характерный тип социальной организации, а также описываются
исторические ступени развития этих типов. Его социология дает новое средство
для понимания общественной действительности истории. Осн. произв.: «Kulturgeschichte als
Kultursoziologie», 1935; «Das Tragische und die Geschichte», 1943; «Die Prinzipien der
Geschichts- und Kultursoziologie», 1951; «Der dritte und der
vierte Mensch», 1953. |
Вебер Макс |
Взгляды В. сформировались под
влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл
идеальной типологии – в конструировании нек‑рых
образов‑схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными
исследованиями и жизненными впечатлениями учёного. Во всех исследованиях В.
проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной
европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и
харизматическому (необычайная одарённость, наделённость
к. – л. качествами сверхъестественной исключительности, святости,
непогрешимости) способам организации общественных отношений. Идеальный тип явл‑я продуктом «научно дисциплинированной
фантазии», поэтому никогда нельзя заранее определить, имеем ли мы дело с
пустой игрой мысли или с научно значимой позицией. Единственным критерием
научности оказывается исследовательская продуктивность той или иной
концепции: чем выше эвристический потенциал идеального типа, тем выше и его
научное значение. Социологич. взгляды В., оказавшие
значит. влияние на зап. социологию сер. и вт.
пол. XX в., до сих пор явл‑я предметом
полемики. Осн. соч.: «Объективность социально‑научного
и социально‑политического познания» (1904), «Протестантская этика и дух
капитализма» (1904‑1905), «Критические исследования в области логики
наук о культуре» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913),
«Хозяйственная этика мировых религий» (1916–1919), «Политика как профессия»
(1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общест‑во»
(1921) и др. Настоящее имя Макса Вебера,
биография которого наполнена исследованиями и путешествиями, —
Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Родился он в семье политика и общественного
деятеля 21 апреля 1864 года. Сын впоследствии перенял любовь отца к
политической и общественной деятельности. Он рано проникся разговорами,
которые велись дома, и в подростковом возрасте уже прочёл всю библиотеку
отца. Макс Вебер начал обучение в Гейдельбергском
университете на юридическом факультете в 1882 году, затем был переведён в
Берлинский университет. Параллельно с обучением Вебер работал младшим
адвокатом. В 1889 году получил степень доктора юридических наук. Защитив
несколько историко-правовых диссертаций, он стал преподавать сначала во
Фрайбурге (с 1894 г.), затем в Гейдельбергском
университете и занимал эту должность до 1903 года. Макс Вебер, биография которого тесно связана с
общественными науками, был приверженцем социальной политики, которая по сути
своей рассматривала учение об экономической науке как инструмент, позволяющий
решать разнообразные проблемы в социуме. Кроме того, Вебер интересовался
политикой: в 1888 году присоединился к Союзу социальной политики, вступил в
левоцентристскую организацию «Евангелический социальный конгресс». Впервые Макс Вебер заявил о себе как о социологе в
1890 году, став автором доклада Союза социальной политики на тему
«польского вопроса». Во время преподавания в Гейдельбергском
университете учёный собрал вокруг себя круг единомышленников. Среди них были
такие выдающиеся умы, как Марк Блок, Вернер Зомбарт,
Роберт Михельс и другие. Изучая историю права и
экономику, Вебер предложил рассматривать эти науки в разрезе социологии.
Вскоре он предложил новую концепцию — понимающая социология, где сделан
акцент на понимании целей и смысла социального действия. После того как скончался отец Вебера в 1897 году,
тот тяжело переживал эту утрату: они поругались и так и не смогли помириться.
Переживая утрату, Макс Вебер написал труд, который назывался «Протестантская
этика и дух капитализма». Он был посвящён темам культуры и религии. Кроме того, творчество учёного затрагивало
и психологию. Смерть отца серьёзно повлияла на его психическое состояние,
которое он описал позже в своих трудах. Однако его супруга их уничтожила,
поскольку побоялась, что из-за них запретят остальные труды мужа. В 1909 году учёный покинул сообщество «Союз
социальной политики» и основал своё: Германская социологическая ассоциация
была призвана решать те вопросы, с которыми, по мнению Вебера, не справлялась
прошлая. Изучая краткую биографию Макса Вебера, важно упомянуть, что он
создал эту ассоциацию не единолично, а с помощью своих товарищей: Георга Зиммеля, Вернера Зомбарта и
Рудольфа Голдшида. Чуть позже он её покинул и попробовал основать
собственную политическую партию, однако эта затея не увенчалась
успехом. Основной идеей, которую он хотел воплотить в жизнь, было
объединение либералов и социал-демократов. Вебер был женат один раз. Супругой стала его дальняя
родственница — Марианна Шнитгер, которая была так
же страстно увлечена наукой, как и её муж. Ходило много слухов о том, что
супруги не ведут полноценную супружескую жизнь, и между ними только
платонические отношения. Примечательно, что детей у них не было. Под конец жизни Вебер вновь вернулся к преподаванию
и издал несколько книг. Но не все его взгляды были приняты с одобрением.
Вскоре учёный заболел Испанским гриппом, который осложнился пневмонией. Это
стало причиной смерти учёного. Макс Вебер скончался 14 июня 1920 года. Осн. произв.: «Gesammelte Aufsдtze zur
Religionssoziologie», 2 Bde., 1920-1921; «Auswahl», 1948; «Wirtschaft und Gesellschaft», 1921; «Wissenschaft als Beruf», 1917; «Gesammelte Aufsдtze zur
Wissenschaftslehre», 1922; «Gesammelte Aufsдtze zur Soziologie und Sozialpolitik», 1924; «Gesammelte Aufsдtze zur
Sozial- und Wirtschaftsgeschichte», 1924; «Soziologie, weltgeschichtliche Analysen, Politik, ausgewдhlte Schriften», 1955. |
Вейгель Валентин |
ВЕЙГЕЛЬ (Weigel) Валентин (род. 1533, Наундорф,
близ Гроссенхайна, Саксония – ум. 10 июня 1588, Цшоппау, Рудные горы) – нем. протестант, теософ; пастор
(с 1567); один из крупнейших представителей мистических учений, возникших
после эпохи реформации, опирался на идеи Парацелъса. Благодаря его соч. Якоб Бёме
познакомился с содержанием существовавшей до него мистики. Вейгель рассматривал Бога как непостижимый «объект»
человека, а мир – как постижимый. Добро в человеке – от Бога, а зло – от
самого же человека, но по своей природе он всегда остается добр, ибо злой
может быть только его воля. Почти все произв. Вейгеля
увидели свет только спустя долгое время после его смерти (начиная с 1609), т.
к. во избежание конфликта с господствующей церковью свое мистико-теософское
учение он разрабатывал втайне. |
Вейгель Эргард |
ВЕЙГЕЛЬ (Weigel) Эргард (род. 16
февр. 1625, Вейда – ум. 21 марта 1699, Йена) – нем.
педагог, математик и философ; профессор (с 1653), учитель Лейбница. Независимо от Декарта и
Спинозы выступал за применение математического метода в этике и метафизике.
Написал «Arithmetische Beschreibung der
Moralweisheit» (1674) и др. |
Вейль Герман |
ВЕЙЛЬ (Weyl) Герман (род. 9 февр. 1885, Ельмсгорн
– ум. 1955) – нем. математик; профессор в Цюрихе, затем в Гёттингене
(1913-1930), с 1933 – в Принстоне, США. Его работа «Философия математики»
(1927, рус. пер. 1938) явилась существенным вкладом в построение теории
четырехмерного континуума пространства. Др. важнейшими произв. являются: «Raum, Zeit Materie», 1918; «Das Kontinuum», 1918; «Gruppentheorie
und Quantenmechanik», 1928; «Mind and
nature», 1934; «The classical groups, their invariations and
representations», 1938 (рус. пер. «Классические группы, их инварианты и
представления», 1947); «Algebraic theory of numbers», 1940 (рус. пер. «Алгебраическая теория чисел», 1947);
«Philosophy of mathematics and natural scince»,
1949. |
Вейнигер Отто |
ВЕЙНИГЕР (Weiniger) otto (род. 3 апр.
1880, Вена – ум. 4 окт. 1903, там же) – австр. философ. Известен своей книгой
по критике культуры («Geschlecht und
Charakter», 1903), в которой он развивает метафизику пола и
резко противопоставляет нравственную и духовную ценность мужчины инстинкту и
духовной подчиненности женщины. Посмертно изданы: «Ьber die letzten Dinge» с послесловиембиографией, 1907; «Die Liebe und das Weibe», 1917. |
Векслер Дэвид |
ВЕКСЛЕР (Wechsler) Дэвид (род. 12 янв. 1896, г. Леспеди, Румыния – ум. 2 мая 1981, Нью-Йорк-Сити) – амер.
психолог, создатель широко распространенных тестов интеллекта для взрослых и
детей. С 1932 по 1967 Векслер связал свою жизнь с психиатрической клиникой Бельвью в Нью-Йорк-Сити, где работал главным психологом.
К 1939 создал ряд интеллектуальных тестов, известных как шкала интеллекта
Векслера – Бельвью. Эта оригинальная разработка
была приспособлена для измерения интеллекта взрослых. Отвергая идею
существования идеального умственного возраста, по отношению к которому может
быть измерено (то или иное) индивидуальное достижение, он определял
нормальный интеллект как средний тестовый показатель для всех членов одной
возрастной группы; т. о., среднее значение принималось за 100 по стандартной
шкале. Тест Векслера – Бельвью быстро стал самым
распространенным тестом на определение уровня интеллекта для взрослых в
Соединенных Штатах. Векслеровская шкала интеллекта
для детей была разработана в 1949, а в 1955 он создал еще один тест интеллекта
для взрослых. Последний из его интеллектуальных тестов – Векслеровская
шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников – был опубликован в
1967. |
Веланский Данила
Михайлович |
ВЕЛЛАНСКИЙ Данила Михайлович
(род. 1774, Борзна Черниговской губ. – ум. 1847, Москва) – рус. ученый-медик
и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга, проф. в
1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. Сделал
попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке
физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной
физике...» (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу
неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и
первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее,
душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать
внешнее его содержание, тело, реальную форму. Свою задачу Велланский
понимает как «изложение неорганической Природы, выведенное из таких оснований,
которые для поверхностей критики недоступны». Выступал против опытного
естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции),
противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму, с
его метафизическим расчленением явлений, Велланский
развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисл.
натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической
философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов
предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории
материалистов или атомистов, изучающих только вещество, и идеалистов,
занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной
формы без действительного содержания. Осн. произв.:
«Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве,
содержащее осн. начертание общей и частной
физиологии или физики органического мира», 1836. |
Венцль Алоиз |
ВЕНЦЛЬ (Wenzl) Алоиз
(род. 25 янв. 1887, Мюнхен – ум. 20 июля 1967, там же) – нем. философ; в
1933-1938, а также с 1946 – профессор в Мюнхене, ученик Э. Бехера. Стремился соединить методы и
результаты современной биологии и физики с философией и религией с целью
получения общеобязательных положений о действительности и для построения
теории свободы. Представитель онтологической теории слоев (см. Учение о слоях) и психологической
гипотезы виртуальности. Осн. произв.: «Das
Leib-Seele-Problem», 1933; «Philosophie als Weg von den Grenzen der Wissenschaft
an die Grenzen der Religion», 1939; «Philosophie der Freiheit», 2 Bde., 1947-1949; «Die
geistigen Strцmungen unseres Jahrhunderts», 1948; «Materie und Leben als
Probleme der Naturphilosophie», 1949; «Unsterblichkeit», 1951; «Theorie der Begabung»,
1934. |
Вернадский Владимир Иванович |
Вернадский предпринял попытку
дать философское обоснование процессов развития природы и человеческого
общества. В книге «Философские мысли натуралиста» он показывает тесную связь
философии и естествознания и раскрывает практическое применение философского
подхода к пониманию путей развития цивилизации и человечества. В центре внимания Вернадского -
биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли,
пронизанная жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности
человеческого общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы,
которое несет в себе черты человеческого труда. Вернадский исходит из того,
что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса,
закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет»
[Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 28]. Возникшая «ноосфера есть новое
геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится
крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом
и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с
тем, что было раньше» [Там же. С. 509]. Деятельность человека сравнима с
действием геологической силы. Поэтому «человек ... должен мыслить и
действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи
или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [Там же. С.
35]. Человек есть определенная функция биосферы, переживающей в настоящее
время главное геологическое изменение, а именно возникновение ноосферы.
Развиваясь, ноосфера превращается в новую структурную часть космоса. Вернадский подчеркивал, что «идеалы
нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с
законами природы, отвечают ноосфере» [Там же. С. 510]. В 1881 г. В. закончил
гимназию и поступил на физико‑математич. ф‑т
Петербургского ун‑та, где его учителями были Д.И. Менделеев, И.М.
Сеченов, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев. В 1885 г. В. окончил ун‑т и
поступил на должность хранителя Минералогического кабинета ун‑та.
Спустя два года он сдаёт магистерские экзамены и уезжает за границу, где в
течение двух лет работает в химических и кристаллографических лабораториях
Германии, Франции, Англии, участвует в Лондонском геологическом конгрессе.
Его избирают чл. – корр. Британской ассоциации наук. Вернувшись в
Россию, В. получает в 1890 г. кафедру минералогии в Московском ун‑те,
защищает магистерскую (1891) и докторскую (1897) дисс.
В 1898 г. он становится экстраординарным, а в 1902 г. − ординарным
профессором Моск. унта. В 1906 г. его избирают
чл. – корр. Рос. АН (академиком он стал 6 лет спустя) и назначают зав.
минералогическим музеем АН. 29 декабря 1910 г. В. на годичном собрании
АН делает доклад «Задачи дня в области радия», положивший начало исследованию
в России радиоактивности и поисков минералов радия и урана. В. был
инициатором многих начинаний АН. В частности, в январе 1915 г. он совместно
с акад. Н.С. Курнаковым, А.П. Карпинским и др. заявил о необходимости
создания при АН постоянной комиссии для исследования естественных
производительных сил Росс. империи (возглавил её, когда она была создана).
После Октябрьской революции как член Временного правительства и ЦК партии
кадетов, опасаясь ареста, В. вместе с семьёй уезжает в Полтаву. В
1918 г. он переезжает в Киев, где становится председателем комиссии по
выработке законопроекта об основании на Украине АН, а затем её первым президентом.
В 1921 г. В. переезжает в Москву, где включается в работу АН, занимая
должность дир. Геол. и Минералогич.
музеев, заведует также минералогической и радиевой лабораториями. В этом же
году по его представлению в Петрограде открывается Радиевый ин‑т, дир. к‑рого он
становится. В 1922–1926 гг. В. живет за границей: читает лекции в
Карловом ун‑те в Праге, а также в Сорбонне, пишет и публикует ряд
работ, в т.ч. принёсшие ему большую известность («Геохимия», «Об автотрофности человека»). Его избирают членом Югосл. и Чешской АН,
немецкого и бельгийского минералогических обществ, а позже – Индийского
общества биологической химии и ряда других обществ. По возвращении в
Ленинград В. продолжает руководить Радиевым институтом, а также созданной при
его участии Комиссией Академии наук по истории знаний. После начала Великой Отеч. войны В. переезжает в Боровое (Казахстан) и до
конца своих дней продолжает интенсивную работу; последняя кн., написанная
им, – «Химическое строение биосферы Земли и её окружение», последняя статья
– «О ноосфере». В. занимает одно из ведущих мест в отечественной и мировой
науке ХХ в. Обладая исключительно широким диапазоном интересов, глубокой
интуицией и даром предвидения путей развития науч. мысли, он заложил основы
целого комплекса новых науч. проблем и направлений. В историю филос. мысли он
также внёс свой значительный вклад, став одним из пророков нового
планетарного мышления. Его учение о биосфере и ноосфере прочно вошло в науч.
и филос. оборот, определив блок перспективных филос. проблем, известных
сегодня как «Глобальные проблемы современности». Науч. творчество В.
представляет образец совр. высокопродуктивного, прочно связанного с
философией знания, основными характеристиками которого явл‑я
всесторонняя космизация, синтез естеств. и гуманит. наук,
превращение науки в глобальном масштабе в непосредственную производительную
силу. Ещё одной его особенностью было то, что оно продолжало традиции
«русского космизма». Научное и философское наследие В. своими корнями уходит
в интуиции русской философии, связано с ними, развивает наиболее плодотворные
идеи русской философии. Центральной философской темой В. были размышления о
жизни человечества, важнейшим итогом к‑рых
стало учение о биосфере и ноосфере. Основные принципы учения о жизни, о
биосфере ученый изложил в многочисленных статьях, книге «Биосфера» (1926),
издававшейся неоднократно, в т. ч. и за рубежом, и в посмертно
опубликованной работе «Химический состав биосферы Земли и её окружения»
(1965). Выход учёного на проблемы биосферы связан с глубоким анализом
двусторонней взаимосвязи живого вещества и среды, в применении к этому
анализу данных биологии, химии, геологии. Одним из важнейших выводов этого
анализа явл‑я положение, согласно к‑рому
«между косной безжизненной частью и живыми веществами, её населяющими, идёт
непрерывный материальный и энергетический обмен, материально выражающийся в
движении атомов, вызванных живым веществом». Этим выводом разрушались
господствовавшие представления морфологического направления об исключительном
влиянии среды на организм без учёта обратного влияния организма на среду.
Термин «биосфера» был введен в оборот в 1804 г. Ламарком для обозначения
совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В. расширил объём этого
понятия. Совокупность земных живых организмов он стал называть «живым
веществом», а «биосферой» − ту среду, в которой оно находится:
мировой океан, нижнюю часть атмосферы и литосферу – верхнюю часть земной
коры. Биосфера, т. о., − это наружная оболочка
Земли, к‑рая пронизана жизнью, сформирована ею. Её развитие
определяется постоянным воздействием солнечной энергии. Между косной,
безжизненной частью Земли и её живым веществом осуществляется постоянный
материальный и энергетический обмен, выражающийся в движении атомов. Важно
подчеркнуть, что уже в начале св. труда «Биосфера» В. определяет биосферу и
как космическое явление. Одновременно с разработкой учения о биосфере учёный
вводит понятие человечества как особой области живого вещества. Эмпирических
обобщений данных о природной среде, в к‑рой осуществляется
жизнедеятельность челка, до В. было сделано немало, но только он подошёл к
ней как к природному явлению, имеющему свою историю. Вначале В. деятельность
чел‑ка по отношению к биосфере рассматривал как процесс наложения,
чуждого ей своей сущностью. Такое понимание было оправдано техногенным
характером человеческой деятельности, нарушающей естественноисторические
процессы в природе. Однако более тщательная проработка проблемы привела его к
выводу, что в эволюцию живого вещества должно быть включено и появление чел‑ка,
его влияние на окружающую среду с её последующим изменением, появление науч.
мысли как планетарного явл‑я и коллективного
труда объединенного человечества, направленного на удовлетворение его
многочисленных потребностей. Биосфера под влиянием человеческой мысли и
человеческого труда переходит в новое состояние – ноосферу. Идеи ноосферы
учёный сформулировал в статье «Несколько слов о ноосфере» незадолго до
смерти. Свою детальную разработку они получили в работе «Научная мысль как
планетарное явление». По мысли В., ноосфера представляет такой этап развития
биосферы, при к‑ром «проявляется как мощная, всё растущая геол. сила
роль челов. разума (сознания) и направленного им челов. труда». Биосфера, в представлении В., – это
единственная, не имеющая границ природная основа челов.
цивилизации. Биосфера и цивилизация представляют единый и неуничтожимый
естественноисторический процесс. Цивилизация образует ноосферу Земли, являясь
новой геологической и, следовательно, природной силой биосферы. Биосфера же,
о чём было сказано выше, явл‑я также особым
космическим явлением, планетарно‑космической мерой выражения разума
человечества, его связи со всем живым, с Космосом. В. выдвинул идею научной
мысли как планетарного явления, в центре которой – представление о разуме как
закономерном явлении Космоса. Человечество явл‑я
единым целым, призванным действовать и мыслить в общепланетарном масштабе.
Учение о биосфере и ноосфере В. внесло свой вклад в методологию анализа
общенаучной картины мира, глобальных проблем. Учёный сформулировал
биогеохимический принцип, являющийся теоретическим основанием интеграции
частных естественнонаучных картин мира, связавший природу и человека. Ему был
свойственен синтез идей, особое внимание к интеграционным процессам в науке,
что нашло своё отражение в «синтезированных» науках, чьё развитие связано с
его именем: геохимия, биогеохимия, радио‑геология и др. Через идею
единства человечества и его связи с Космосом В. приходил к планетарному,
космическому характеру науч. мысли. Осн. произв.:
«Биогеохимические очерки», 1922-1932, 1940; «Химическое строение биосферы
Земли и ее окружения», 1965; «Живое вещество»,,
1978; Избр. соч., тт. 1-5, 195Ф-1960. |
Вертхеймер Макс |
ВЕРТХЕЙМЕР (Wertheimer) Макс (род. 14 апр. 1880, Прага
– ум. 12 окт. 1943, Нью-Йорк) – нем. психолог; профессор с 1933; с 1929 –
профессор во Франкфурте; совместно с К. Коффкой и
Вольфгангом Кёлером является основателем гештальтпсихологии (см. Гештальттеория). Исследовал прежде всего восприятие
движений, установил, что оно является изначально психическим переживанием, а
не результатом комбинирующей интерпретации ряда покоящихся образований. Осн. произв.: «Drei
Abhandlungen zur Gestalttheorie», 1925; «Productive thinking», 1945. |
Вивес Хуан
Луис |
ВИВЕС (Vives) Хуан Луис (род. 6 марта 1492, Валенсия – ум. 6 мая
1540, Брюгге) – исп. философ-гуманист и педагог; был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. психологическом соч. «De anima et vita» (1538; «О душе и жизни») выдвинул требование:
нужно стремиться исследовать не то. что есть душа, а
каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес
считается «отцом новой эмпирической психологии». Кроме того, он (одним из
первых) предпринял попытку написать историю философии («De unitiis, sectis et laudibus philosophae», 1518). Был противником
схоластики и сторонником эмпиризма – непосредственного
наблюдения и эксперимента. Его педагогические идеи оказали влияние на Я. А.
Коменского и А. Лойолу. |
Визе Леопольд |
ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (род. 2 дек. 1876, Глац
– ум. 11 янв. 1969, Кёльн) нем. социолог; профессор в Кёльне (с 1919), с 1933
жил и работал в США. Создатель социологического учения об отношениях, которое
исходит из следующих положений: 1) социальное, или межчеловеческое,
представляет собой запутанную сеть отношений между людьми, каждое из которых
является результатом социальных процессов; 2) из межчеловеческого происходит
все, что мы называем культурой в самом широком смысле слова; 3) в переживании
социальное вступает в теснейшую связь с душой и телом людей. Осн. произв.: «System
der allgemeinen Soziologie», 2 Tie., 1955; «Staatssozialismus», 1916; «Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft», 1917; «Soziologie, Geschichte und Hauptprobleme», 1926; «Homo sum. Gedanken zu einer zusammenfasseden Anthropologie», 1940; «Spдtlese»,
1954; «Das Soziale im Leben und im Denken», 1956; «Erinnerungen», 1958. |
Вико Джамбаттиста |
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (род. 23
июня 1668, Неаполь – ум. 23 янв. 1744, там же) – итал. философ. Основатель
философии истории и психологии народов. Жил и умер в Неаполе. С 1699 – проф.
риторики ун‑та в Неаполе, с 1734 – придворный историограф. «Он заранее предчувствовал всю
этнологию и всеобщую историю права» (Я. Колер). Ввел в историческую науку
компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя
последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Не
принимал картезианства, симпатизировал платонизму эпохи Возрождения, испытал
влияние Мальбранша и индуктивного
метода Ф. Бэкона. Исходя из положения, что только
сделанное явл‑ся критерием познания и
понимания, В. считал историч. науку сознанием
человечества о собств. деяниях. Но сам исторический процесс В. понимал как
объективный и провиденциальный. Гос‑во, по В., возникло для обуздания
отцами борющихся против них домочадцев – слуг. Все нации развиваются по
циклам, состоящим из трёх эпох: божественной (безгосударственность,
подчинение жрецам), героической (аристократическое гос‑во) и
человеческой (демократич. республика или представительная
монархия). Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общ‑ва. Историзм В. позволил ему сформировать более
адекватную, чем у его современников – франц. просветителей – концепцию
культуры, создать по аналогии с организмом оригинальную модель её развития,
что во многом обусловило становление философии истории, прежде всего Гердера
и Гегеля. Ему принадлежат труды: «Об изучении методов нашего времени» (1709),
«О древней мудрости итальянцев» (1710), а также главное его произведение «Основания
новой науки об общей природе наций» (1725), считающееся шедевром политической
мысли. Вико является одним из
основоположников историзма, исторического подхода к пониманию развития
общества. Он исходит из того, что природа нации изменяется в соответствии с
изменениями определенных фундаментальных понятий, прежде всего понятий истины
и справедливости, при этом формы государства и его правительства
соответствуют природе управляемых наций. Исходя из этих положений Вико
создает свою теорию, называемую им «идеальной вечной историей», учение о
закономерном процессе культурного, социального и политического развития и
упадка, который происходит при определенных обстоятельствах в жизни каждой
нации. Вико различает в истории три
эпохи: «эпоху богов», «эпоху героев» и «эпоху людей». На первой фазе этого
процесса социальный и физический миры представляются в поэтической и
воображаемой форме, мифологически как различные выражения Бога и божеств.
Собственность принадлежит непосредственно Богу, но опосредовано всем тем, кто
претендует на интерпретацию его желаний, делает ему жертвоприношения и несет
его закон людям. Вико считает, что формой государства на этой стадии развития
нации является теократический деспотизм, при котором все права собственности
принадлежат отцу семейства, в личности которого объединены все божественные
функции. Во второй фазе, или эре,
исторического процесса форма государства определяется желанием потомков этих
отцов сохранить обширные владения, которые они унаследовали, оправдание чего
лежит в основе их претензии на полубожественный
статус, соединяющий в себе качества смертного и Бога. Эту форму государства
Вико объясняет тем, что у подчиненных пробуждается чувство естественной
справедливости и появляются рациональные сомнения в отношении якобы полубожественного статуса правящих аристократов, или
«героев», и они начинают долгую борьбу за улучшение своего юридического и
гражданского положения. Чтобы сохранить свои привилегии, «герои» вынуждены
передать часть своей власти высшему органу - совету и удерживать силой то,
что они не могут больше сохранять по праву наследования. В третьей, «всецело
человеческой» фазе развития общество достигает понимания равенства
гражданских прав человека. Это определяет и форму государства, управление
которого осуществляется или демократией, или монархией. Вико полагает, что
такая форма государства не способна выжить и сохранить себя. После нее
наступает конечная эра - эпоха варварства, при которой торжествуют
эгоистические интересы людей над необходимыми законами, обеспечивающими
социальную связь, и наступает социальная анархия, которая кладет конец циклу
социального развития и порождает условия для возникновения его нового цикла. Воззрения Вико представляют
собой целостный подход к пониманию общественного развития в единстве его
религиозной, правовой, социальной, хозяйственной и моральной жизни. В то же
время концепция Вико не содержит убедительных доводов для обоснования
крушения «человеческой», рациональной эры по причине эгоистических
устремлений людей, так как те же самые эгоистические наклонности были
характерны и для предшествующих стадий общества. Рационализм, по-видимому, не
мог быть причиной, неизбежно приведшей к анархии и повторению прежних стадий
развития. Совсем наоборот, рационалистическая стадия должна была стать
импульсом развития дальнейших социальных и политических форм. Осн. произв.: «Principi d'una scienza nuova d'intorno alia commune
natura delle naziono»,
1725 (рус. пер. «Основания новой науки об общей природе наций»,
1940); «De nostri
temporis studiorum ratione». |
Вильгельм из Шампо |
ВИЛЬГЕЛЬМ из Шампо
(Champeaux,
Campellensis) (1070-1121) франц. ранний
схоласт; с 1113 – епископ в Шалоне-на-Марне, после
занятий науками и преподавательской деятельности в Париже ушел в Сен-Викторский монастырь. В вопросе о природе универсалий, в
противоположность своему учителю номиналисту Росцелину, придерживался крайнего реализма, согласно которому общие
понятия являются реальными субстанциями. Однако позднее под влиянием критики
своего ученика Абеляра его взгляды
стали более умеренными. |
Виндельбанд
Вильгельм |
ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (род. 11 мая 1848,
Потсдам – ум. 22 окт. 1915, Гейдельберг) – нем. философ; с 1903 – профессор.
Известен как историк философии, написавший «Историю древней философии» и
«Историю новой философии» всесторонние курсы для изучения истории философии.
Кроме того, им опубликованы труды: «О свободе воли» и «Философия в немецкой
духовной жизни XIX столетия». Виндельбанд - один из
главных представителей неокантианства. Он исходил из кантовского критицизма,
заложил основы баденской, или юго-западной, нем.
школы неокантианства. Философия для
него является критической наукой об общепринятых ценностях. В учении о науке
он различает генерализирующие, или номотетические,
естественные (законополагающие) науки и индивидуализирующие, или идиографические, науки о культуре (которые стремятся
понять единичные факты). В своих работах Виндельбанд рассматривает философию как научную
методологию, занимающуюся логическим анализом структуры знания, и пытается
создать методологию исторического знания. Прежде всего он проводит деление
наук на основе формального характера их познавательных целей. Одни науки
отыскивают общие законы, другие - отдельные исторические факты. Отсюда
возникают различные типы мышления. Первый тип мышления Виндельбанд
называет номотетическим - законополагающим, второй
- идиографическим, т.е. описывающим особенное. При номотетическом методе исследования мышление стремится
перейти от частного к пониманию общего, при вдиографическом
мышление останавливается на частном. Согласно Виндельбанду,
оба этих метода равноценны по приносимой ими пользе. Целостное познание
должно, по мнению Виндельбанда, охватывать оба
метода: номотетический и идиографический.
В то же время различие между естествознанием и историей состоит в том, что
они по-разному используют факты: «Одни из них - суть науки о законах, другие
- науки о событиях» [Прелюдии. СПб., 1904. С. 320]. Виндельбанд
рассматривает философию как науку о ценностях. Она противостоит опытным
наукам, которые основываются не на оценочных суждениях, а на теоретических
предположениях и эмпирических данных о сущем. Он выделяет логические,
этические, эстетические, религиозные ценности. Осн. произв.: «Geschichte der abendlдndeichen
Philosophie im Altertum», 1888 (рус. пер. «История дневной философии», 1911); «Geschichte der neueren Philosophie», 2 Bde., 1878-1880 (рус. пер. «История новой философии», 2 т.,
1913); «Prдludien
(Reden und Aufsдtze)», 2 Bde., 1884 (рус. пер. «Прелюдии», 1904); «Lb.
der Geschichte der Philosophie», 1892; «Platon», 1900 (рус. пер. «Платон», 1909). |
Винер Норберт |
ВИНЕР (Wiener)
Норберт (1894–1964) – амер. математик, один из создателей кибернетики как самост. науч. дисциплины. Учился у Дж. Сантаяны, Б. Рассела, Э. Гуссерля,
Д. Гильберта. Первые исследования В. посвящены логике, в частности сравнит.
анализу теории отношений Э. Шрёдера и Б. Рассела.
Науч. творчество В. свидетельствует о его стремлении к междисциплинарному
синтезу и соотношению теоретич. построений с
практикой. Эта установка была выражена в кн. «Кибернетика, или Управление и
связь в животном и машине» (1948), в к‑рой обоснован статус нового
комплексного науч. направления и введено его название. Исходя из того, что
новые концепции связи и управления определяют и новое понимание чел‑ка
и в целом знаний о мире, В. развивал кибернетич.
подход к различным областям науки и культуры. В св. последних работах он
обратился к проблемам обучающихся и самовоспроизводящихся машин, вопросам
взаимодействия чел‑ка с информац. –
вычислит. устройствами. В. подчёркивал необходимость исследования социальных
аспектов науч. знания, ответственности учёных в совр. мире. |
Винкельман Иоганн
Иоахим |
ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (род. 9 янв. 1717,
Стендаль – ум. 8 июня 1768, Триест: был убит) – нем. археолог; с 1763 –
генеральный хранитель классических древностей в Ватикане, выступал против
рационализма Вольфа и его школы. Прекрасное, по его мнению, постигается
труднее всего: оно превосходит нашу познавательную способность. Прославлял
«благородную простоту и спокойное величие» греков. Величайшим творением
всегда развивающейся природы является, с его точки зрения, прекрасный
человек. Из соч. Винкельмана, изданных в 1808 в 6
тт., особенное значение имеет: «Ьber
die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755. Его избр. соч. и письма изданы в 1944 под названием «Ewiges Griechentum». |
Винцент из Бове |
ВИНЦЕНТ ИЗ БОВЕ (Vincentius Bellovacensis) (ум. ок. 1264) – франц. ранний схоласт; учитель сыновей
Людовика Святого. Его всеобъемлющее, состоящее из четырех частей («Зерцало
науки», «Зерцало истории», «Зерцало естества» и «Зерцало благочестия»)
произв. «Speculum majus» («Великое зерцало»), представляющее собой
энциклопедию средневекового знания, пользовалось большой популярностью. |
Виссарион Василий |
ВИССАРИОН Василий (Bessarion Basilius), Виссарион
Никейский (род. ; 1403, Трапезунд – ум. 18 февр.
1472, Равенна) – греч. гуманист; с 1439 – кардинал. Известен как переводчик
греч. авторов на лат. язык и распространитель древнегреч.
филологии и платонизма на Западе. Его речи и письма содержатся в книге Минье «Patrologia graeca», т. 161,
1866. |
Витгенштейн Людвиг |
ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (род. 26 апр. 1889,
Вена – ум. 29 апр. 1951, Кембридж, Англия) – австр. философ, наиболее яркий
представитель философии лингвистического анализа. Его можно считать
выдающимся философом XX в; неопозитивист, ученик и друг Б. Рассела. Учил, что познание есть
отображение (не зависящих друг от друга) фактов. Суждения являются «функциями
истинности» единичных высказываний о фактах, т.е. выводимых из них логическим путем. Логике присущ исключительно
тавтологический характер, она ничего не утверждает о действительности,
поэтому наука допустила бы ошибку, если бы стала считаться с логикой языка.
То общее, что присуще бытию и мышлению, не может якобы быть высказано, на
него можно только смотреть и указывать с помощью символов. Витгенштейн родился в
Вене и был самым младшим из восьми детей. Его четыре брата и три сестры также
были талантливыми, в особенности в музыке. В ранние годы у Витгенштейна проявился интерес к механике. Он изучал
инженерное искусство в Берлине, а затем в Манчестере (Англия), куда приехал в
1908 г. Будучи студентом, спроектировал реактивный двигатель. В то время он
читал «Принципы математики» Б. Рассела и по совету математика Фреге в 1911 г.
решил заниматься вместе с Расселом, который в то время находился в Тринити
Колледже (Кембридж). Был принят в Тринити Колледж в 1912 г. и провел там пять
семестров, очень часто проводя время в дискуссиях с Расселом, Муром и Кейнсом
(английским экономистом). В первую мировую войну служил в австрийской армии,
был несколько раз награжден за храбрость, но в конце концов попал в плен к
итальянцам в южном Тироле. В течение всего этого времени Витгенштейн
вел философские записи, многие из которых уничтожил незадолго до смерти, но
из них сформировался «Логико-философский трактат». Этот трактат он послал
Расселу из лагеря военнопленных в Монте Кассино.
После своего освобождения вернулся в Вену, отдал своим сестрам все
наследство, полученное от отца, и стал школьным учителем в одной из
австрийских деревень. Вел аскетический образ жизни и совершенно отказался от
занятий философией. В этот период был глубоко несчастен, иногда на грани
самоубийства, и чувствовал полный упадок сил. В 1926 г. Витгенштейн
перестал учительствовать и работал некоторое время садовником. Провел два
года, ухаживая за домом своей сестры. В это время он познакомился с Морицем Шликом, профессором
философии в Венском университете, и другими философами и математиками из
Венского кружка, объединявшего логических позитивистов. В результате решил
снова заняться философской деятельностью и вернулся в Кембридж на
исследовательскую работу. В качестве диссертации на соискание степени доктора
философии он представил свой «Логико-философский трактат» (опубликован в 1921
г.), положения которого во многом были созвучны идеям участников Венского
кружка. В результате (рецензентами были Рассел и Мур) Витгенштейн
получил исследовательскую стипендию в Тринити Колледже. В Вене философия логического
позитивизма разрабатывалась под руководством Морица
Шлика группой философов, объединившихся в Венский
кружок. Члены кружка приветствовали доктрину «Трактата», но Витгенштейн, несмотря на свое близкое родство с их
взглядами, не присоединился к кружку. Он уже работал над своими собственными
идеями в математике и философии мышления и написал много по этим двум темам. Лекции Витгенштейна
в Кембридже, специфические по стилю, содержанию и форме, стали очень
известными. Он читал лекции в своей комнате в Тринити, сидя за столом, одетый
в рубашку с открытым воротом, фланелевые брюки, кожаный пиджак. Г. фон Вригт в своем биографическом очерке о Витгенштейне
писал: «Перед ним не было ни рукописи, ни заметок. Он думал перед аудиторией.
Впечатление было такое, что он находился в сильнейшей концентрации внимания.
Изложение обычно приводило к вопросу, на который аудитории предлагалось
ответить. Ответы в свою очередь становились начальными точками для новых
мыслей, ведущих к новым вопросам». Два цикла заметок, которые Витгенштейн диктовал своей философской аудитории между
1933 и 1935 гг., стали известными как «Синяя книга» и «Коричневая книга». Во время второй мировой войны Витгенштейн работал санитаром и лишь в 1945 г. занял
место профессора. Через два года он ушел в отставку, считая, что жизнь
профессионального философа невыносимо искусственна, и жил некоторое время в
Ирландии. В этот период его здоровье значительно ухудшилось - был обнаружен
рак. Он умер в Кембридже в доме своего врача доктора Бивена
29 апреля 1951 г. Жизнь и личность Витгенштейна распространяли почти такое же очарование,
как и его мышление. Многочисленные ученики, друзья и коллеги Витгенштейна отмечали его обаяние, вспыльчивость,
магнетизм и блеск. Анекдоты о его музыкальном мастерстве, интеллектуальной
яркости и памяти, его оригинальности, резкости, щедрости и эксцентричности
содержатся во множестве в воспоминаниях тех, кто встречался с Витгенштейном. Он любил американские фильмы и ходил на
них, чтобы отдохнуть от философии. Норман Малькольм рассказывает, что Витгенштейн часто чувствовал истощение от лекций и
испытывал к ним отвращение. В своих «Мемуарах» он пишет: «Часто он
устремлялся в кино сразу же после своих занятий в аудитории. Как только
занимающиеся начинали покидать комнату, он умоляюще глядел и говорил низким
голосом: «Может быть, пойти в кино?» По дороге в кинотеатр Витгенштейн мог купить булочку или пирожок с холодной
свининой и жевать его в то время, как смотрел фильм. Он стремился к тому,
чтобы сидеть в первых рядах кресел, так чтобы экран занимал все поле его
зрения и его ум был бы далек от мыслей его лекции и чувства отвращения». В предисловии к «Трактату» Витгенштейн пишет: «Эта книга имеет дело с проблемами
философии и показывает, я полагаю, что причина, по которой эти проблемы
поставлены, состоит в том, что логика нашего языка понимается неправильно».
Он считает, что «Трактат» содержит истины, которые «неопровержимы и
окончательны, безусловны» и что в утверждении их он нашел «окончательное
решение проблем». В то время как Фреге и Рассел рассматривали логику как
науку о законах мышления, Витгенштейн видит ее как
форму самой реальности. По его мнению, проблемы философии могут быть решены
путем показа того, что структура реальности определяется масштабом значимого
языка, задача логики состоит в том, чтобы отражать универсум. Логика поэтому
не просто наука среди других наук и наряду с ними, но такая наука, которая
имеет абсолютный и окончательный характер. Это основной пункт, из которого
развертывается все содержание «Трактата». Факты, которые представляют
предложения, по мнению Витгенштейна, являются
возможными фактами. Он описывает такие возможные факты как «атомарные», и эти
факты делают предложения истинными или ложными. Предложение истинно, если
определенные атомарные факты существуют, и ложно, если они не существуют.
Логика, таким образом, имеет дело со всеми возможными фактами: логическое
изображение содержит возможность ситуации, которую представляет и затем
проявляет истинность и ложность по сравнению с реальностью. Истина сложного
предложения зависит от истины его элементарных компонентов, за исключением
случаев тавтологии, таких, как «дождь идет или не идет», которые истинны при
всех возможных условиях, или в случаях противоречивых утверждений, таких, как
«дождь идет и не идет», которые ложны при всех условиях. В обоих случаях мы
не нуждаемся в проверке предложений на соответствие их реальности. Витгенштейн описывает
предложения этики, эстетики, религии и метафизики как «бессмысленные», потому
что они используют язык, пытаясь превзойти свои пределы, говорить о вопросах,
о которых последнее замечание «Трактата» предлагает молчать, а то, что можно
сказать, состоит из предложений естествознания. В конце трактата Витгенштейн пишет: «Правильный метод философии в
действительности был бы следующим: ничего не говорить, за исключением того,
что может быть сказано, т.е. предложений естествознания, т.е. того, что не имеет
ничего общего с философией, и затем тогда, когда кто-нибудь хочет еще сказать
нечто метафизическое, демонстрировать ему, что он не в состоянии придать
смысл определенным знакам в его предложениях» [6.53). В силу того, что Витгенштейн характеризует этические, эстетические и
религиозные рассуждения как «бессмысленные», считается, что он рассматривает
эти рассуждения как несущественные и нестоящие. Однако это не так. В письме
Полу Энгельману он пишет, что главный смысл
«Трактата» был этический и что наиболее важной частью его было то, чего он не
написал. Проводя фундаментальное различие между языком естествознания, с
одной стороны, и языком этики, эстетики, религии - с другой, он охранял
последний от какой-либо редакции или перевода в первый. Высказывание Витгенштейна в шестом разделе «Трактата» указывает на то,
что он рассматривает этические, эстетические и религиозные рассуждения как
бессмысленные в обычном смысле этого термина. В пункте 6.52 он пишет: «Мы
чувствуем, что даже тогда, когда на все возможные научные вопросы даны
ответы, проблемы жизни остаются такими вопросами, которые полностью не
затронуты». А в пункте 6.42: «Это невозможно для предложений этики.
Предложения не могут выражать ничего, что является более высоким». Из этих
замечаний ясно, что то, что рассматривается в логическом плане как
бессмысленное, определяется как «более высокое». В отношении утверждений
философии, которые также исключаются из категории выразимых, он говорит: «Мои
предложения служат разъяснениями следующим образом: всякий, кто понимает
меня, в конце концов признает их как бессмысленные, когда он использует их
как ступеньки, чтобы вскарабкаться за пределы их. (Он должен, так сказать,
отбросить лестницу, после того, как он вскарабкался
по ней.)» (6.54). Десять лет отделяет «Трактат»,
который Витгенштейн закончил в 1918 г., от
возобновления его длительной философской работы. «Философские исследования»,
опубликованные в 1953 г., ясно свидетельствуют о различиях между ранней и
последующей работой. Два периода творчества обнаруживают также и
преемственность в проблематике. В «Философских исследованиях» Витгенштейн занимается анализом языка в той же степени,
что и в «Трактате», хотя природа этого анализа другая. В то время как
«Трактат» по стилю был скрытым и афористическим, «Философские исследования»
характеризуются рассуждениями, не обладают очевидной структурой и не содержат
предположений об отношениях между языком и миром. Если «Трактат» имеет дело с
природой предложений, то «Философские исследования» в основном концентрируются
на тех предложениях, которые описывают ментальную жизнь. В «Трактате» Витгенштейн основывает все на идее, что значение и
отсутствие значения зависят от формального отношения предложения к
реальности. В «Философских исследованиях» значение рассматривается как
функция того, как мы используем слова: человеческие цели и формы жизни, в
которых человеческие существа пребывают, выступают как то, что дает язык их
значениям. Не существует конечного анализа предложений и в логически
собственных именах, которые представляют собой имена простых объектов мира.
Вместо этого язык рассматривается как естественное человеческое явление, и
задача философии в том, чтобы собрать напоминания о нашем актуальном
использовании языка, уничтожить загадку, которую он иногда создает. Философия
«просто кладет все перед нами и не объясняет и не дедуцирует ничего», ее
результаты «являются открытием того или иного куска явной бессмыслицы»;
философские проблемы не решаются «ни тем, что дается новая информация, ни
тем, что обрабатывается то, что мы всегда знаем» [С. 126, 119, 109]. Витгенштейн утверждает,
что «рассмотрение философом вопроса подобно лечению болезни», т.е.
философский подход не имеет форму «вопроса - ответа», но
как и в случае с болезнью, когда проблема трактуется должным образом, она
исчезает [С. 225]. В работе «Философские исследования» Витгенштейн
разработал теорию значения, которую назвал теорией «семейных сходств». Значение он понимал как способ
его употребления в языке. Например, мы выясняем значение слова «игра». Для этой
цели можно сравнивать различные игры, выделяя общие признаки, характерные для
многих игр. Но это не дает желаемого эффекта, так как у некоторых игр нет
определенных признаков, которые наличествуют у других игр. Определенные
группы игр могут иметь общие признаки, но зато крайние группы игр вообще
могут не иметь ничего общего. По мнению Витгенштейна,
подобная ситуация возможна в многодетных семьях, где самый младший и самый
старший из детей не похожи друг на друга. На основе этих рассуждений Витгенштейн приходил к выводу, что для всех игр общим
является то, что они называются играми. Словом «игра» условно обозначается
то, что подразумевается под игрой. Таким образом, это своего рода конвенция,
посредством которой мы подвели под определенное слово ряд объектов, фактов
действительности. Поэтому становится понятным известное высказывание из
«Философских исследований» (разд. 4): «Для большого класса случаев, хотя и не
для всех, в которых мы используем слово "значение", оно может быть
определено следующим образом: значение некоторого слова -
это его использование в языке». Витгенштейн называет
употребление языка в нашей жизни языковыми играми. Некоторые из языковых игр
имеют дело с практическим использованием знаков и поднимают вопросы об
условиях, при которых практическое использование знаков действительно
выражается в использовании языка. Витгенштейн
подчеркивает, таким образом, способы функционирования языка в нашей жизни.
Некоторые исследователи считают, что такая позиция выражает своего рода
скептицизм в отношении правил и следования им, но Витгенштейн
вероятнее всего подчеркивает просто знание того, как следует придерживаться
правил, которые содержатся в поведенческих и практических контекстах и
ситуациях. Наше понимание использования выражений в языке предполагает такое
знание. В «Философских исследованиях»,
отвечая на вопрос, «что является целью его философии?», он говорит, что его
цель - это показать способ, «каким муха вылетает из
мухоловки» [С. 309]. Осн. произв.: «Logischphilosophische
Abhandlungen», 1921 (рус. пер. «Логико-философский
трактат», 1958). |
Витело |
ВИТЕЛО (Witelo) (род. между
1220 и 1230, Силезия) – нем. натурфилософ. В своей математическо-динамической
картине мира, изложенной в работе, озаглавленной «Perspective» (1535), все явления природы
подчиняет законам геометрии и оптики, что явилось важным вкладом в
средневековую нем. метафизику света. |
Владимир Ильич Ленин
(Ульянов) |
Владимир Ильич Ленин (В.И.Ульянов) (1870-1924) - русский мыслитель,
политический деятель русского революционного движения, теоретик марксизма.
Родился в Симбирске. Старший брат Ленина, Александр, занимался революционной
деятельностью и был казнен за покушение на царя. Казнь брата произвела на
Ленина глубокое впечатление. Старшая сестра Ленина также принимала активное
участие в революционном движении. В 1887 г. Ленин поступил на
юридический факультет Казанского университета, но в том же году за участие в
студенческих беспорядках был арестован и выслан в деревню Кокошкино.
В 1891-1892 гг. Ленин сдал экстерном экзамены за юридический факультет
Петербургского университета, но занимался юридической практикой лишь около
года, всю жизнь оставаясь профессиональным революционером. Приехав в
Санкт-Петербург в 1893 г., он посвящает свою деятельность объединению
революционных групп в единую партию России и разработке теоретического
обоснования марксизма. В работе «Что такое "друзья
народа" и как они воюют против социал-демократов?» он дал критику
народников с позиций диалектики, марксистское понимание развития общества,
раскрыл роль народных масс и личности в истории. Для этой работы характерен
стиль, который пронизывает в дальнейшем все сочинения Ленина: сочетание
системы аргументов с резкой критикой оппонентов. В 1895 г. Ленин был арестован и
выслан на три года в село Шушенское (Восточная Сибирь). Здесь он пишет работу
«Развитие капитализма в России» (1899), где утверждает, что только
пролетариат может выражать нужды всего общества России. Известная его работа
«Что делать?» (1902) посвящена раскрытию форм классовой борьбы и проблемам
формирования социалистической идеологии. В произведении «Две тактики
социал-демократии в демократической революции» Ленин исследует роль
субъективного фактора в историческом процессе, разрабатывает некоторые
философские вопросы (соотношение общего и отдельного, части и целого,
абстрактного и конкретного) применительно к окружающей российской
действительности того времени. Здесь Ленин формулирует принцип исторического
подхода при рассмотрении вопроса о формах классовой борьбы. В 1909 г. Ленин пишет свой
главный философский труд «Материализм и эмпириокритицизм», в котором
формулируются основные положения философии марксизма. Работа Ленина вышла в
период реакции, наступившей после поражения революции 1905 г., когда получили
распространение такие философские направления и взгляды, как, например,
махизм (эмпириокритицизм). Поэтому изложение марксистских философских
положений у Ленина дается на фоне критики Маха и Богданова, представлявших
эти философские направления. По мнению же Ленина, для практической партийной
работы было очень важно, какую философскую позицию занимает тот или иной
деятель. Он писал, что вопрос не в той или иной формулировке материализма, а
в различии двух противоположных линий в философии - материализма (который
исходит из вещей как первичных по отношению к ощущениям и мыслям) и идеализма
(который исходит из мыслей и ощущений как первичных по отношению к вещам). В «Материализме и
эмпириокритицизме» дается известное определение материи: «Материя есть
философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущенияхего, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
[Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131]. Эти две доктрины - существование
объективного внешнего мира и теория познания, копирующая эту реальность,
представляют центральные темы ленинской книги. Ленин полагает, что столкновение
материализма и идеализма этих двух школ, партий, направлений - пронизывает
собой всю историю философии; малейшая уступка одной стороны ведет к
преобладанию другой. Он утверждает, что тот, кто отрицает независимое от
чувственных восприятий существование внешнего объективного мира, имеет религиозные
убеждения, а также, что существует тесная связь между агностицизмом и
религией. В работе «Материализм и
эмпириокритицизм», кроме того, Ленин дал оценку важнейших естественно-научных
открытий конца XIX - начала XX веков, показав, что эти открытия содержат в
себе диалектические идеи. Ленин дал характеристику основных понятий
марксистской философии - материи, сознания, опыта, истины, причинности,
свободы и необходимости и др. В этой работе дается самое общее изложение
философских марксистских положений без разработки деталей, так как цель книги
Ленина была скорее политическая - обосновать материализм как единственное
идеологическое оружие в руках пролетариата в борьбе против царского режима. Следующей философской работой
Ленина явились «Философские тетради», представляющие собой конспекты
произведений Маркса, Энгельса, Гегеля, Лейбница, Фейербаха, Аристотеля и др.,
а также отдельные наброски, в частности фрагмент «К вопросу о диалектике».
Все это было проделано Лениным в 1914-1916 гг., а опубликовано в 1929-1930
гг. В «Философских тетрадях» дается дальнейшее развитие философии марксизма.
Самой важной частью «Философских тетрадей» было изучение «Логики» Гегеля,
которое привело Ленина к мысли, что в самой идеалистической из работ Гегеля
меньше всего идеализма и больше всего материализма. Кроме того, Ленин делал
вывод, что невозможно полностью понять «Капитал» Маркса и особенно его первую
главу, не изучив и не поняв всей гегелевской «Логики». Следовательно, говорит
Ленин, полвека спустя никто из марксистов не понял Маркса. В отличие от
«Материализма и эмпириокритицизма» в «Философских тетрадях» Ленин не так
категоричен в своих оценках идеализма. Он говорит, что идеализм не ошибка, а
неправомерное, одностороннее преувеличение действительной характеристики, крупицы
знания, и что «умный идеализм» ближе к «умному материализму», чем «глупый
материализм». Ленинские заметки и комментарии
к работам различных философов, и прежде всего Гегеля, имели большое значение
для развития философии марксизма. Прежде всего Ленин подчеркивает единство
субъекта и объекта в деятельности человека и важность введения Марксом
критерия практики в теорию познания в его «Тезисах о Фейербахе». Познание
человека направляется «от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя
через эту проверку к истине...» [Там же. Т. 29. С. 301]. В другом месте Ленин
говорит: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике -
таков диалектический путь познания истины» [Там же. С. 152-153]. Особое
внимание Ленин уделяет диалектике как философской науке, которая соединяет в
себе и онтологию (учение о бытии) и гносеологию (теорию познания). Ленин
всесторонне раскрывает характерные черты диалектики, подчеркивая
диалектический закон единства и борьбы противоположностей. «Диалектика есть
учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными
противоположности, - при каких условиях они бывают тождественными,
превращаясь друг в друга, - почему ум человека не должен брать эти
противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные,
превращающиеся одна в другую» [Там же. С. 98]. Большое внимание в «Философских
тетрадях» Ленин уделяет проблемам сознания. Он подчеркивает активность
сознания, которая выражается в преобразовании человеком окружающей
действительности: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и
творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает
изменить его» [Там же. С. 194, 195]. Работа Ленина над философскими
проблемами шла параллельно с разработкой экономических вопросов и имела
большое значение для анализа империализма, который получил отражение в
произведении «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). В работах, написанных перед
революцией и после нее, большое место принадлежит разработке вопросов теории
государства, пониманию демократии и диктатуры, анализу особенностей Советов. В 1922 г. Лениным была написана
статья «О значении воинствующего материализма», в которой намечены основные
моменты деятельности философов в новых условиях формирующегося
социалистического общества. Ленин полагал, что философия должна внимательно
изучать достижения естествознания, критиковать ошибочные концепции философов,
творчески осваивать теоретическое наследие прошлого, развивать диалектику,
критиковать религию. В своих последних статьях «О
кооперации», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше да лучше», «О
нашей революции», посвященных актуальным проблемам социалистического
строительства, Ленин демонстрирует применение диалектики к анализу
действительности одновременно с критикой догматического подхода к марксизму.
Он вынужден признать необходимость коренной перемены точки зрения на
социализм. |
Владиславлев Михаил Иванович |
ВЛАДИСЛАВЛЕВ Михаил Иванович
(род. 9 нояб. 1840, Новгородская губ. – ум. 24 апр.
1890, С.-Петербург) – рус. философ, логик и психолог; профессор и ректор
С.-Петербургского ун-та. Сторонник идеализма Канта; выступал против
материализма в психологии. Защищая мысль о главенстве воли во всей
психической области, пытался приложить психофизический закон Вебера – Фехнера к эмоциям. В его работе «Психология. Исследование
осн. явлений душевной жизни» (1881) делается
попытка возвращения к учению о душевных способностях в духе неоплатонизма.
«Логика» Владиславлева долгое время заменяла учебные пособия по истории
логики. Осн. произв., кроме названных: «Современные
представления в науке о душе», 1866; «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы», 1868; «Логика. Обозрение
индуктивных и дедуктивных приемов мышления», 1872; комментарии к «Метафизике»
Аристотеля, к «Критике чистого разума» Канта и «Микрокосмосу» Лотце. |
Вовинарг Лук Клапье |
ВОВИНАРГ (Vauvenargues) Лук Клапье,
маркие (род. 6 авг. 1715, Экс, Прованс – ум. 28 июня 1747, Париж) – франц.
моралист; является одним из крупнейших мастеров афоризма. Для него характерна
не столько рационалистическая, сколько мистика-религиозная позиция с
преобладанием идей стоицизма. Наиболее
известен его афоризм: «Великие мысли идут из сердца». Осн.
произв.: «Introduction Ј la connaissance de l'esprit humain, suivie de reflexions et de maximes», 1746;
Избранное в «Die franz.
Moralisten», 1938; «Liebe zum Leben –
mutiges Denken», 1955. |
Вольтер |
Считал, что познание
трансцендентного (напр., при решении вопроса относительно бессмертия души и
свободы человеческой воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью
из-за ее догматизма. В противовес Руссо
он всячески подчеркивал ценность культуры и в своем «Essai sur les moeurs et l'esprit des nations» (7 vol., 1756; 6 Bde., 1867) изображал историю человечества как историю борьбы
человека за прогресс и образование. Он ввел в науку выражение «Philosophie de l'histoire» («философия
истории»). Его сатирический роман «Кандид» (1759) направлен против идеи
бессмертия и оптимизма Лейбница. Литературное наследство Вольтера
огромно. Им написано в общей сложности более сотни произведений, которые
составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Кроме
сочинений по философии он писал пьесы, повести, публицистику. Основные социально-политические
взгляды Вольтера отражали идеологию формирующейся французской буржуазной
демократии и развенчивали устаревший феодальный режим. Вольтер не был
мыслителем, выдвинувшим оригинальные философские идеи, он был просветителем,
много сделавшим для философского просвещения общества. Основная
направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой
антиклерикализм. Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости
и фанатизма. Философские воззрения Вольтера
тесно переплетены с его иррелигиозными взглядами.
Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: «Раздавите
гадину!». В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии
как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру
в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают
невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда
повстречались мошенник и глупец. В то же время он считал, что религия
необходима, так как религиозная вера - это сила,
управляющая поведением людей. Он говорил: «Если бы Бога не было, его
следовало бы выдумать». Вольтер в «Кандиде» подвергает критике теорию
предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди должны вмешиваться в
жизнь, чтобы изменить ее и установить более справедливые порядки. Весьма критически относился
Вольтер к рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, Лейбница и не
признавал концепцию врожденных идей. В то же время он принял сенсуализм Локка
и популяризировал его, при этом все же признавая существование безусловных истин,
не зависящих от чувственного источника. По его мнению, мы лишь знаем о
психических явлениях и способностях. Лучше признать, что люди представляют
собой разумных животных с развитым интеллектом, но слабым инстинктом. Вольтер стоял на позициях
детерминизма, он доказывал зависимость нашего сознания от строения органов
чувств. Мышление признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял
«всемирным разумом», рассматриваемым в качестве источника этого разнообразия.
В этике Вольтер выступал как
против врожденности моральных норм, так и против их условности. Он
обосновывал «золотое правило» нравственности: «Обращайся с другим так, как ты
хотел бы, чтобы обращались с тобой». Вольтер задумал создать
философию истории и написал ряд работ («Философия истории», «Пирронизм в
истории», «Размышление об истории»), в которых представлена программа
исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Призывал
исследовать историю неевропейских народов-арабов, китайцев, индийцев. В своей
«Истории России при Петре Великом» он проводит мысль о просвещенном монархе,
который должен стоять во главе государства. Вольтер выступал против взглядов
Руссо, призывавшего возвратиться к первобытной природе. Для него это было
противоестественно. Высмеивал он и убеждение Руссо в
необходимости отказаться от частной собственности. Свободу Вольтер понимал
как свободу воли. Но свободы воли нет, есть лишь сознание своей собственной
свободы. Вольтер рассматривал современную
ему эпоху, т.е. восемнадцатый век, как время, в которое разум человечества
должен оказать на жизнь общества свое решающее влияние. Высшим проявлением
разума он считал «здравую философию», опирающуюся на науки и искусства. Здесь
Вольтер возлагал большие надежды на просвещенных монархов, овладевших
философскими выводами о законах общественного развития, задачах
государственной власти и освободившихся от предрассудков. Он считал, что
будет время, когда к руководству государством придут философы. Прогрессивные идеи Вольтера
оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения
просветителей. Философские взгляды Вольтера
выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734),
«Основах философии Ньютона» (1738), философской повести «Кандид» (1759),
«Философском словаре» (1764-1769). Среди его произв., которые в полном
издании Моланда (1878 – 1885) составляют 52 тт.,
важными в философском отношении являются: «Lettres philosophiques' sur les Anglais», 1734; «Sur l'homme»,
1738; «Elements de la philosophic de Newton», 1738 (против картезианства); «Dictionaire philosophique», 1764; «Questions sur L'Encyclopedie», 9 vol., 1770-1827. Ha рус. яз.: «Философия истории», СПБ, 1868; «Избр. страницы», СПБ, 1914; «Философские повести и
рассказы», М. – Л., 1931; «Избр. произв.», М.,
1956; «Письма», М. – Л., 1956; «Эстетика», М., 1974. |
Вольф Христиан |
ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (род. 24 янв. 1679, Бреслау – ум. 9 апр.
1754, Галле) – нем. философ и математик; был профессором в Галле (с 1707),
играл ведущую роль в нем. Возрождении. Творец системы нем. рационализма, при
создании которой использовал идеи Аристотеля,
стоиков и схоластов. Преобразованную им философию Лейбница превратил в господствующее философское учение своей
эпохи; его ученики занимали кафедры философии почти во всех нем. ун-тах.
Большая заслуга Вольфа состоит в том, что большинство его весьма
многочисленных произв. написано по-немецки, что положило начало нем.
философской терминологии. Кант считал его одним из влиятельнейших
представителей рационалистического догматизма, сторонником чистой и цельной
веры в силу разума. Названия почти всех по-немецки им написанных соч.
начинались словами: «Разумные мысли...» |
Вудвортс Роберт Сешнс |
ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт Сешнс
(род. 17 окт. 1869, Белчертаун, шт. Массачусетс,
США – ум. 4 июля 1962, Нью-Йорк-Сити) – амер. психолог, который провел осн. исследование обучения и создал систему «динамической
психологии»; профессор Колумбийского ун-та с 1909. Вудвортс
считал, что осн. предметом психологии являются
поведение и сознание, причем поведение является функцией как стимулов,
исходящих из окружающей среды, так и свойством самого организма (сознания).
Он создал первый опросник для обнаружения и измерения ненормального
поведения; его «Динамическая психология» (1918) пыталась объяснить поведение
на основе объединения теорий мотивации, восприятия, обучения и мышления, а
работа «Психология» (1921) стала стандартным учебником. В течение всей своей
профессиональной деятельности он пытался развить объединенную теорию
психологии, основанную на тщательных научных наблюдениях и осторожных выводах
из этих наблюдений. |
Вундт Вильгельм |
ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (род. 16 авг. 1832, Некарау,
Баден – ум. 31 авг. 1920, Гросботен, близ Лейпцига)
– нем. философ и психолог, профессор с 1875. Основал в Лейпциге первый в мире
ин-т экспериментальной психологии. Работал преимущественно в области
психологии, но занимался также логикой, метафизикой и этикой. Является
представителем метафизического, всеохватывающего, строго реалистически
обосновываемого мировоззрения, завершающегося идеализмом; философия, по его
мнению, есть универсальная наука, задачей которой является объединение в
единую непротиворечивую систему общих результатов, опосредованных частными
науками. Согласно его теории актуальности душевного, душа является целостной,
но не простой, она есть субъект, но не субстанция, она – событие,
деятельность, развитие. Сознание образует тот пункт в естественном ходе
вещей, в котором мир мыслит сам о себе. В области духовного вместо
эквивалентности причины и следствия, которой подчиняются все явления природы,
действует закон увеличения энергии, в чем проявляется творческая сила духа
(см. Синтез). Мир есть целесообразное
развитие духа (см. Гетерогония), который
надо рассматривать как божественную мировую волю. Осн. произв.: «Vorlesungen ьber die Menschen- und Tierseele», 2 Bde., 1863-1864 (рус. пер. «Лекции о душе человека и животных», 1894); «Grundzьge
der physiologischen Psycholigie», 3 Bde., 1874 (рус. пер. «Основы физиологии психологии», тт.. 1-3, СПБ, 1894); «Logik», 3 Bde., 1880-1883; «Ethik», 1886; «System der Philosophie», 1889 (рус. пер. «Система философии», 1902); «GrundriЯ der Psychologie», 1896; «Vцlkerpsychologie»,
1900-1920; «Einleitung in die Philosophie», 1901; «Elemente der Vцlkerpsychologie», 1912; «Erlebtes und
Erkanntes», 1920 (автобиография). |
Вундт Макс |
ВУНДТ (Wundt) Макс (род. 29 янв. 1879, Лейпциг – ум. 31 окт. 1963,
там же), сын Вильгельма Вундта – нем. философ, профессор в Тюбингене с 1929.
Представитель нем. идеализма, система которого построена гл. о. на
метафизически понимаемых философских взглядах Фихте и Канта. Осн. произв.: «Geschischte der griechischen
Ethik», 2 Bde., 1908-1911; «Griechische Weltanschauung», 1910; «Staatsphilosophie», 1923; «Kant als
Metaphysiker», 1924; «Deutsche Schulmetaphysik», 1939; «Die deutsche
Schulphilosophie im Zeitalter der Aufklдrung», 1945; «Hegels Logik und die
moderne Physik», 1949; «Untersuchungen zur Metaphysik des Aristoteles», 1953. |
Выготский Лев Семенович |
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (род. 5 нояб. 1896, Орша – ум. 11 июня 1934, Москва) – рус.
психолог. В работе «История развития высших психических функций» (1931)
разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения
индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные
природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития
(«культурные»), напр. механическая память становится логической, импульсивное
действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным
мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие интериоризации. Создал новое
направление в детской психологии, внес вклад в развитие дефектологии и
психиатрии. Осн. работы: «Этюды по истории
поведения» (совм. с А. Р. Лурия, 1930); «Психология
искусства» (1930); «Мышление' и речь» (1934). |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21