Главная

Глоссарий

У

Убеждение

процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения и насилия подвергаются словесному воздействию др. людей. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения складываются на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды. На взгляды и поведение человека могут влиять и иные факторы (напр., словесные угрозы, физическое принуждение, психологические состояния индивида). Убеждение часто включает в себя манипулирование др. людьми, и по этой причине многие относятся к нему отрицательно. Доводом в пользу убеждения является необходимость в определенной степени осуществлять социальный контроль и взаимное приспособление, без которых человеческое общество дезорганизуется; убеждение при этом обладает моральной приемлемостью по сравнению с др. альтернативами. Перефразируя оценку, данную Уинстоном Черчиллем демократии как форме правления, можно сказать, что убеждение является худшим методом социального контроля, за исключением всех остальных. В средние века в европейских университетах убеждение было одним из осн. свободных искусств, которым должен был владеть образованный человек; начиная с времен императорского Рима и до Реформации оно действительно стало великим искусством, и проповедники использовали слово как мощное средство обращения слушателей к добродетели. В принципе же убеждения людей различны, как и их характеры. Основателем этики убеждения, в противоположность этике успеха, является Кант. Гёте считал, что людей объединяют убеждения, разобщают мнения. Современная этика судит о человеке по его убеждениям, а не по внешнему успеху его деятельности. В современную эпоху убеждение в форме рекламы является основой целой отрасли производства. Процесс убеждения может быть упрощенно разбит на вербальную коммуникацию (причину, или стимул) и связанное с ней изменение в отношении (эффект, или отклик). Анализ показал серию последовательных этапов, через которые проходит индивид, подвергающийся убеждению: человек обращает внимание на представленное сообщение и понимает его значение (включая исходную посылку и, возможно, подтверждающие ее доводы). Чтобы дальнейшее убеждение имело место, нужно, чтобы объект убеждения принял или согласился с исходным положением и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, для того чтобы иметь случай действовать нужным образом. Наконец, если процесс убеждения был вполне успешен, поведение индивида должно прийти в соответствие с его вновь сложившимися взглядами: напр., человек вступает в армию, становится буддийским монахом или начинает есть овсянку на завтрак. Реакция слушателя на убеждение зависит частично от его содержания и в значительной мере от того, как оно воспринимается и интерпретируется. Текст газетного объявления может иметь различную степень убедительности в зависимости от того, напечатан ли он черной или красной краской. Теоретики восприятия рассматривают результат убеждения как изменение восприятия индивидом объекта его отношения.

Убеждение принудительное

также «промывание мозгов» (англ, brainwashing) – систематические усилия для принуждения противников принять определенную точку зрения, доктрину или обрести лояльность, выполнить команду. Является политическим термином, чаще всего применяемым к любой технике манипулирования человеческим сознанием и поведением вопреки желанию, воле или убеждениям индивида. Путем контроля за физическим и социальным окружением предпринимаются попытки создать отрицательное мнения о нежелательных группах или лицах, показать индивиду ошибочность и необходимость изменения его отношений и стиля мышления, добиться верности и безусловного послушания по отношению к правящей партии. Выражение «промывание мозгов» наиболее применимо к программам политической или религиозной индоктринации или идеологической переориентации. Техника «промывания мозгов» обычно включает: изоляцию от прежних единомышленников и источников информации; жесткий режим, требующий абсолютного повиновения и подчинения; сильное социальное давление и поощрение сотрудничества, от социального остракизма и критики, лишения пищи, сна и общения до тюремного заключения и пыток; постоянное подкрепление. «Промывание мозгов» использовалось в коммунистических политических тюрьмах, религиозными сектами и радикальными политическими группировками. Перевоспитание, или снятие эффекта «промывания мозгов» путем интенсивной психотерапии и сопоставления, оказалось более или менее результативным, особенно по отношению к членам религиозных сект. Глубина и постоянство изменений в отношениях и взглядах зависят от личности индивида, степени мотивации к исправлению и степени поддержки окружающими новых убеждений.

Уважение

позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда. После Канта анализом уважения занимались Бубер и Левинас.

У вэй

(кит.-«не-деяние») – основная цель и главный метод даосской практики психической саморегуляции, условие постижения Дао. «Не-деяние» означает ненарушение закона естественности, принцип ненанесения вреда природе. У-вэй это не бездействие, а действие, сообразуемое с законами природы, разумная соизмеримость с естественным ритмом, с постоянно меняющимися условиями. Поэтому мудрый человек предпочитает «недеяние», то есть делает только то, что требует от него Природа: поддерживает собственную жизнедеятельность, размножается и выполняет ту работу, к которой наиболее приспособлен. Такой человек равнодушен к мирской славе, роскоши и излишествам; он предчувствует неблагоприятные изменения в природе и загодя готовится к ним; он достигает наивысшего совершенства в своей профессии и пользуется уважением окружающих. Однако главное положительное свойство «недеяния» заключается в том, что оно позволяет постоянно следовать своему Дао и достигнуть бессмертия.

Удача

успешность того или иного предприягпия. Слово обозначает, в частности, благосклонность фортуны и противопоставляется неудаче. Предприятия, зависящие от удачи (такие, как игра в рулетку, карты, статистические прогнозы и также в некоторой степени все человеческие предприятия), составили объект исчислений теории вероятности. Курно – первый математик, создавший теорию случая, или удачи. Он определяет случай как «пересечение двух независимых причинных цепей». Исчисления теории случая используются в экономике и политике.

Удовольствие и неудовольствие

два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как «окраску», или «акцент», процесса сознания. Стоики называли удовольствие разрешением, а неудовольствие – отклонением; и действительно, удовольствие и неудовольствие могут быть поняты как полярно связанные друг с другом чувства ценности. Чувство удовольствия наступает при выполнении желания (часто неосознанного), а неудовольствия – при невыполнении его. Переход к выполнению желания – это то, что соответствует в действительности всякому удовольствию, а удаление от выполнения желания – то, что соответствует всякому неудовольствию; удовольствие и неудовольствие относятся к желанию как утверждающая и отрицающая формы сознания. См. также Гедонизм.

Ужас

фундаментальное переживание, потрясение, состояние оцепенения, невозможности что-либо определить, ощущение общего провала, когда человек теряет всякую опору в жизни. В переживании ужаса для человека приоткрывается «Ничто», но не в качестве предмета, а как обнаружение того, что до этого состояния было что-то, что служило нам опорой, и что теперь ускользает. Эго «что-то» и есть сущее (Бог, Абсолют). Таким образом, в состоянии ужаса сущее в акте своего «ускользания» обнаруживает себя, указывает на себя, обращает на себя внимание. В переживании ужаса человеку дается возможность вспомнить о Боге.

Узнавание

действие памяти, суть которого в том, что в отношении некоторых образов мы испытываем чувство «с уже виденного». Узнавание не обязательно предполагает «локализацию»» воспоминаний, которая обладает гораздо большей точностью. Бывает, что чувство узнавания оказывается иллюзией: это случай парамнезии, или «ложного узнавания».

Ум (интеллект)

особая функция психических организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать обоснованные решения, принимать рационально обоснованные знания, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире. Важнейший источник информации, вырабатываемой У., и объект приложения выработанных им знаний, решений и целей - объективный мир. Успешность, как правило, является доказательством ума. С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации, умение быстро приспособиться к новым ситуациям, проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, например, на механические сочетания, элементарный счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить. Важнейшее достоинство ума его способность к постоянному совершенствованию, к выдвижению и решению все более и более сложных задач.

Умозаключение

формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения, называемое заключением или следствием, логически вытекающее из посылок. Это формализованные умозаключения. Они подчиняются законам формальной логики и осуществляются в словесной или знаковой форме. Основные виды умозаключения: индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному), по аналогии, по степени обоснованности – категорические и гипотетические, вероятностные и т.д. Неформализованные умозаключения включают интуицию, догадку и пр. и не являются строго логическими. Умозаключение – это в определенной степени способ получения нового знания на основе уже имеющегося. На основе умозаключений формируются теории и гипотезы. Понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и концепции являются формами высшего, абстрактного мышления и основными формами теоретического уровня познания. В простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода – такое умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов. В силлогизме субъект предложения, составляющего вывод, называется меньшим термином, посылка, которая его содержит, – меньшей посылкой; предикат вывода – большим термином, содержащая его посылка – большей посылкой; понятие, имеющееся в обеих посылках, но уже не представленное в выводе, называется средним термином. В зависимости от того, выступают ли больший и меньший термины посылок как субъект или как цредикат, возможны 4 фигуры силлогизма; 1) М есть P; S есть М, следовательно, S есть Р; 2) P есть М; S есть М и т. д.; 3) М есть P; M есть S и т. д.; 4) P есть M; M есть S и т. д. Из того факта, что посылки могут быть общеутвердительными или общеотрицательными, частноутвердительными или частноотрицательными, следует, что схематично существует 4 х 16 = 64 модуса, т.е. вида умозаключения, из них только 19 ведут к правильному выводу. Ошибки в умозаключении, которых следует избегать: 1) не должно быть учетверения термина (quaternio terminorum); 2) из двух отрицательных или из двух частных посылок нельзя получить вывода (а также, конечно, из двух частноотрицательных). Очень часто умозаключение (при опущении большей посылки) бывает сокращенным – энтимема (напр.: «Опасное запрещено, прислоняться опасно, следовательно, прислоняться запрещено», или иначе: «Прислоняться нельзя! Опасно!»). Цепь умозаключений возникает благодаря тому, что вывод одного умозаключения (просиллогизма) становится посылкой в др. умозаключении (эписиллогизме). Нечто иное представляет собой сорит. До сих пор предполагалось, что суждения умозаключения являются категорическими – категорическое умозаключение; но они могут быть и гипотетическими – гипотетическое умозаключение. Т. н. разделительное умозаключение (см. Дизъюнктивные суждения) является разновидностью категорического умозаключения. Для всех умозаключений имеет силу следующее положение: вывод умозаключения выводится из более слабой части (слабой в этом смысле является отрицательное, частное, гипотетическое – в противоположность утвердительному, всеобщему, категорическому). В таком смысле умозаключения по аналогии, индуктивные (см. Индукция) и вероятностные (см. Вероятный), хотя их и называют умозаключениями, не являются таковыми.

Умозаключение апагогическое

(от греч. apagoge – уводить, лат. abductio) – умозаключение, совершаемое при наличии достоверной большей посылки и меньшей посылки, представляющей собой суждение, в истинности которого нет уверенности, хотя и предполагается, что оно истинно (у Аристотеля). Апагогическое (косвенное) доказательство есть доказательство от противного (deductio ad absurdum).

Умозаключение ошибочное

в логике такое умозаключение, из которого получается ложный вывод (ненамеренно), хотя посылки могут быть истинными. Намеренно ошибочное умозаключение называется софизмом. См. также Неправильное умозаключение.

Умозрение

способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, зачастую не связанных с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Для областей, в которых эмпирические методы применить невозможно, умозрение является основным способом их исследования. Поэтому умозрение чаще связано с формами вненаучного знания и в частности с философией. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения, теории средневековых схоластов, натурфилософия 17-18вв. С прогрессом научного знания умозрительные построения постепенно заменяются доказательными. Вненаучное умозрение характеризует специфику философского знания. Оно выступает как способ философской рефлексии (см.рефлексия) и саморефлексии, так как философия имеет дело с анализом мира идей, миром надчувственного, трансцендентного бытия.

Умопомрачнение

разложение, или распад, или разрушение личности. Снижение интеллектуальной производительности, которое не является снижением разумности, но отдачи в труде, может быть вызвано старением, усталостью или психологическим расстройством (эмоции, заботы). Не обязательно предполагает какое-то телесное повреждение, но скорее повреждение воли. «Умопомрачение» – приобретенное расстройство, самое распространенное лечение которого заключается в терапии отдыха; оно в корне отличается от умственной отсталости – врожденного психического расстройства.

Умственная  отсталость

постоянное состояние умственной недостаточности, обычно врожденное, вызывающее неспособность к социальной адаптации. Это серьезное и характерное заболевание (2% населения Франции): обычно возникает как следствие ослабления организма, связанного с заболеваниями желез, которые в свою очередь тоже могут быть вызваны той или иной болезнью, переутомлением, недостаточным питанием, страданиями, лихорадкой или болью. Не следует путать умственную отсталость с псевдоотсталостью лишенного культуры ребенка, выросшего в бедной среде, который, несмотря на плохие результаты в школе и социально неприемлемое поведение, способен к образованию.

Универсализм

(лат. universalis — общий) — 1) всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель). 2) то же, что органицизм: направление в социальной философии, определяющее общество как единый социальный организм, имеющий духовную природу; противоположен сингуляризму. Социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у Адама Мюллера и Отмара Шпанна.

Универсалии

(лат. Universalis – общий, всеобщий) – в Средневековой философии общие понятия в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта или субъекта, например, «человек», «общество», «сознание», «истина» и многие другие. В схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, «до вещей» (Иоанн Скот Эриугена) или «в вещах» (Фома Аквинский), либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (Локк) или являются просто «именами вещей», словами (Росцелин, Оккам).

Обсуждение природы и статуса этих сущностей является сутью одной из главных философских (прежде всего, онтологических) проблем (спор об универсалиях Х–XIV вв.) – так называемой «проблемы универсалий», проблемы соотношения общего и отдельного (единичного): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм). Согласно первой точки зрения универсалии существуют "до вещей", идеально или существуют "в самих вещах". Противоположный взгляд: универсалии существуют лишь в уме, "после вещи", в виде умственных построений, или даже являются просто словами.         

Как таковая, эта проблема была поднята и теоретически рассмотрена уже в творчестве Платона, Аристотеля и их учеников. Хотя о предвосхищении ее можно говорить даже применительно к онтологии Парменида («бытие и мышление совпадают, мысль о предмете есть сам предмет мысли»), который фактически утверждает, что, помыслив некоторую сущность (например, русалку), создав в акте интеллектуальной деятельности некоторое понятие о вещах (абстрактную мысль о соответствующем свойстве: «быть русалкой – это значит то-то и то-то», «быть равным – это значит быть таким-то и таким-то»), мы, таким образом, приписали этой мысли (= понятию) объективное существование (как предмета мысли, причем эта мысль необходимо подчиняется универсальным логическим принципам образования такого рода понятий). Русалки существуют в качестве понятия, в качестве объективно наличествующего бытия в нашей картине мира (представленной разумом, а не чувствами), ибо относительно этой картины объект и понятие об объекте – одно и то же. В этом мире нет единичного (ибо оно немыслимо), есть только общее, сущность, т.е. соответствующие понятия. Концептуальное же осмысление самого факта наличия проблемы У., выделение ее моментов и аспектов принято возводить к неоплатонику Порфирию, который, собственно, впервые и сформулировал ее в явной форме в виде трех вопросов во «Введении к «Категориям» Аристотеля». 1. Существуют ли универсалии реально, вне человеческого ума, в самой действительности? 2. Если они существуют реально, то в каком качестве – самостоятельно вне вещей или в самих вещах? 3. Если они существуют реально и вне вещей, то телесны ли они или бестелесны? (Здесь имеется в виду проблема существования «эйдетических», то есть как таковых нематериальных тел). По сути, Порфирий представил здесь философское завещание Античности (в области концептуального онтологического теоретизирования) Средневековью – в качестве наиважнейшей, но нерешенной проблемы. «Спор об универсалиях» был едва ли не главным явлением философской жизни периода схоластики. Тогда же и сформировались основные доктрины, касающиеся решения этой проблемы – реализм, номинализм, концептуализм (который многие считают разновидностью номинализма). Важную роль в осмыслении проблемы У. сыграл и британский эмпиризм Нового Времени (от концептуалиста Локка до крайних номиналистов Беркли и Юма).

Универсальный

(от лат. universalis – общий) – распространяющийся на все. Универсальный, или априорный (т.е. доопытный), принцип всякого познания отличается от просто общего принципа, индуктивным путем выводимого из опыта и частных случаев. Например, по Канту, моральный долг – это универсальный принцип, распространяющийся на всех людей при всех обстоятельствах. Социальное постановление же (например, право на развод) – это лишь общий принцип: оно не основывается на чистом сознании, но просто констатируется как распространенный социальный факт. Кант (в ««Критике чистого разума») часто противопоставляет универсальность форм, или ««категорий» ума (обнаруживаемых при анализе чистого разума) всеобщности законов, выводимых из опыта. Универсальное понятие мы выводим из разума, общую идею – из опыта.

Универсум

(лат. universalis — общий) — понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Качества универсума относились к Богу и его воплощениям. В философской мысли 20 в. это понятие употребляют в основном в описании системы объектов, к которым относятся высказывания какой-либо теории. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания универсума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров.

Унитарное государство

форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Конечно, масштабы централизации и контроля со стороны центра варьируются в разных странах. Это государства преимущественно с мононациональным населением (Нидерланды, Польша, Швеция, Италия, Уэльс, Шотландия, Англия и др.) Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации). В более узком смысле идеология (в рамках системно-управленческого подхода) — это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления

Унитарно-стадиальное понимание истории

взгляд на всемирную историю как единый процесс поступательного, восходящего развития человечества

Упанишады

(с санскрита – "учение, полученное у ног учителя") – сборник древнеиндийских текстов религиозно-философского характера, заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишад подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т. д.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и – в отличие от Вед – переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. В центре упанишад учение о тождестве брахмана и атмана. Делятся на ранние и поздние. Основное назначение - обоснование брахманизма и ряда идей, легших в основу буддизма. Наибольшее влияние имели в период IX-V вв. до н.э. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие инд. мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений (брахманизма и индуизма). См. Индийская философия.

Управление

это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающие из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Управление социальное

целенаправленное воздействие на общественные процессы, осуществляемое посредством специальных органов и организаций, призванных совершенствовать целостность и структуру социальной системы, ее оптимальное функционирование и развитие. Главная задача управления – регулирование поведения и деятельности людей, отношений между ними. Основными элементами структуры управленческого процесса выступают объект, субъект, средства, результат управления. К числу функций последнего относят: построение модели управляемого объекта, выработка и принятие управленческого решения, организация, расстановка элементов управления в соответствии с принятым решением, распорядительство, регулирование, обеспечение устойчивой обратной связи, контроль и др. В управлении всегда нужно учитывать соотношение управленческих усилий власти и собственных внутренних тенденций самоорганизации общества, исходит из того, что результат управляемого воздействия – не однозначно и линейно предсказуемое следствие приложенных усилий.

Урбанизация

исторический процесс распространения городского образа жизни, который связан с ростом удельного веса и роли городов в расселении человечества и охватывает соответствующие изменения в размещении производительных сил, в социальной (производственно - профессиональной, образовательно-квалификационной, демографической) структуре общества, в культуре и т.д. Как правило, процесс У. происходит стихийно в виде роста сверхкрупных городов и городских агломераций "мегаполисов" с соответствующими изменениями в социальной структуре общества, сопровождаясь нарастанием острых социальных проблем.

Уровень умственного развития

степень умственного развития личности, зависящая как от ее интеллекта, так и от культуры. Определяется с помощью тестов.       

Уровни научного знания

качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.

Усин

(кит.): – «пять элементов» или «пять видов энергии»: дерево, огонь, земля, металл, вода, которые находятся в благоприятной позиции взаимопорождения либо в неблагоприятной – взаимопреодоления. Каждому из указанных элементов соответствует одно из пяти времен года (пятое – середина лета). Всем этим сезонам и первоэлементам; должна соответствовать как деятельность людей, так и активность правителя.

Условия

1) это совокупность тех независимых от причины явлений, которые превращают концентрирующуюся в причине возможность порождения следствия в действительность. 2) то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия. См. также Функция, Отношение.

Услуга

деятельность, приносящая сама по себе пользу тому, ради кого она осуществляется.

Установка

направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Так определил данное явление человеческой психики глубоко исследовавший его грузинский психолог Д. Узнадзе. Обосновывая учение об установках сознания, мышления и поведения людей, он подчеркивал, что установки присущи как их сознательным, так и бессознательным действиям. Для возникновения той или иной установки необходимы соответствующая потребность и ситуация ее удовлетворения. Сформировавшаяся психологическая установка объективируется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и в общении между собой. Установки могут быть обусловлены внутренне (потребностями, направленностью внимания) или вызываться определенными моментами внешнего события (субъективные и- объективные установки). Промежуточное положение занимают установки, возникшие как результат прошлого опыта, связанного с данным предметом, и сохранившиеся в течение долгого времени (дружба, вражда, уважение, доверие и т. д.). Установка, т. о., есть такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором соответствующие реакции возникают не только при повторении таких же воздействий, но и в том случае, если ожидается их проявление, на что могут указывать какие-либо предзнаменования или сигналы (см. Интенция, Восприятие пространства).

Устойчивое развитие

тип развития, направленный на гармонизации отношений между человеком (обществом) и природой.

Устойчивость

постоянство, пребывание в одном состоянии; противоположность – изменение.

Утверждение

положение, мысль, которой доказывают что-нибудь.

Утилитаризм

(от лат. utilitas - польза - выгода) - 1. Принцип оценки всех явлений жизни с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2. Направление (наряду с прагматизмом) в философии и этике, считающее пользу, положительный результат основой познания, нравственности, политической и социальной деятельности, а также являющийся критерием истинности знаний и критерием поступков. При этом польза, выгода понимаются им как естественное влечение человека к удовольствиям, наслаждениям, которые оказываются доступными прежде всего вследствие обладания материальными благами. С позиций утилитаризма человек, явления и процессы не обладают ценностью сами по себе (самоценностью), а рассматриваются лишь как средства для достижения какой-либо цели. Тем самым даже человек низводится до уровня «полезной вещи». Из всех многообразных связей, существующих в мире, утилитаризм выделяет одну – полезность, игнорируя тем самым богатство человеческих отношений, духовное начало в человеке. Наибольшее распространение приобрел в XIX-XX вв. в ряде западных стран. Основателем утилитаризма как псевдоэтической системы, построенной на отождествлении добра и пользы, был Иеремия Бентам, который считал, что 4 возможно большее число людей должно стремиться к возможно большему счастью», что, способствуя благу общества, мы тем самым одновременно способствуем своему собственному (см. Эвдемонизм). Как основатель утилитаризма, так и др. более поздние его представители были преимущественно англичанами: Джон Стюарт Милль, Зидвик и др. Происхождение нравственных норм утилитаризм выводит, по крайней мере частично, из соображений пользы. Данную позицию, например, выражали взгляды Бентама Иеремии, который занял специфическую позицию в этике. Он считал, что мораль может основываться только на полезности, так как она должна способствовать стремлению людей к наслаждению и избеганию страданий. Это полезно для человека, потому что делает людей счастливыми. Общее благоденствие складывается из суммы благ отдельных людей, что тоже чрезвычайно полезно. Моральный выбор он также считал простым расчетом между пользой и потерями, наслаждениями и страданиями. Таким образом, выстраивалась упрощенная и достаточно четкая эгоистическая модель поведения. Дж.С. Милль, представитель прагматизма, попытался сгладить наиболее острые углы данной позиции и расширить понимание того, что есть польза. Различные разновидности У. возникают в зависимости от того, идет ли речь, когда формулируют критерии полезности, о пользе для данного субъекта, для других или для всего общества в целом. В последнем случае У. сближается с различными версиями теории "разумного эгоизма" (Гельвеций, Фейербах, Чернышевский).

Утомление

частичная или полная утрата работоспособности или способности реагировать на раздражение, состояние паралича в (мышечных и) ганглиозиых клетках, которое развивается при отсутствии или недостаточном притоке кислорода и при образовании и накоплении определенных продуктов обмена веществ, т.е. «веществ утомления». Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение скорости и точности работы, снижение производительности труда), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. В зависимости от специфики проявлений выделяются разные виды утомления: физическое и умственное, острое и хроническое и т. п. Исследование явления утомления – важная задача психотехники.

Утопия и антиутопия

(др.-греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») — 1) течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены английским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516). Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие "У." приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно необоснованного проекта (социального, технического, и т.п.). Понятие Анитутопия (в виде т.н. "романов - предостережений" Е.Замятина, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, сатирических притч и научной фантастики - А.Азимов. Р.Брэдбэри), как правило, выражает кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. В ряде Антиутопий эта тревога сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в современном обществе, с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей, против рационализированной технократической цивилизации. 2) жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Утопист – человек, который имеет склонность, проповедует и стремится к осуществлению неосуществимых планов улучшения общества (к утопиям).

Участие

акт принятия участия в чем-либо. Неоплатоническая теория участия рассматривает отношение между миром и человеческим духом, с одной стороны, и Богом, с другой стороны (Плотин); она противостоит теориям творения, отделяющим творца и творимое. Одним словом, метафизика участия – это одна из форм пантеизма Об участии говорят также для того, чтобы описать в психологии и социологии состояние человека, живущего в симбиозе с миром и с другим, не обладающего сознанием «объективности» мира и «чуждости» другого, не противостоящего им и не полагающего себя в качестве индивидуального «Я». Это состояние участия – состояние ребенка (от рождения примерно до двух лет). Наконец, в сфере морали философия участия предполагает необходимость вовлеченности индивида в общественную и политическую борьбу своей эпохи (например, марксизм и экзистенциализм).

Учение Аристотеля о формах государства

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Учение Бэкона об идолах

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира. По характеристике Маркса, «материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку». Чувства являются исходным элементом познания, но они не обеспечивают всего познания. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Критикуется догматизм, когда, подобно пауку, тянут паутину мыслей из самих себя. Необходим союз опыта и рассудка. По характеристике Маркса, у Бэкона «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным». Анализ познавательных возможностей человека приводит Бэкона к выводу о том, что познание подвержено глубочайшим заблуждениям, которые обманывают не в частных вопросах, но на каждом шагу как бы расставляют ловушки разуму. Эти заблуждения Бэкон обозначает словом «идолы».

«Ведь человеческий ум, затемненный и как бы заслоненный телом, слишком мало похож на гладкое, ровное чистое зеркало, не искаженно воспринимающее и отражающее лучи, идущие от предметов; он подобен скорее какому-то колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений. Идолы действуют на интеллект или в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого человека, или как результат слов, т. е. в силу особенностей самой природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами рода, второй — идолами пещеры и третий — идолами площади. Существует еще и четвертая группа идолов, которые мы называем идолами театра, являющимися результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства. Но от этого типа идолов можно избавиться и отказаться... Идолы же остальных видов всецело господствуют над умом и не могут быть полностью удалены из него».

Учение о всеобщем одушевлении

то же самое, что панпсихизм.

Учение о выражении

учение о том, что доступное наблюдению бытие и поведение человека есть выражение психического состояния и психических процессов; оно входит как составная часть в учение о характере, поскольку характер становится доступным для понимания благодаря формам выражения. Современная психология причисляет к гештальткачествам также свойства сущности, показывая, что предметы и отношения вещей также обладают сущностью и через ее свойства выражают свой «характер» – в большинстве случаев неподвластным человеку образом. В зависимости от того, рассматриваются образы выражения (установившиеся телесные формы) или выразительные движения, позволяющие выявить скрытое за ними душевное содержание, различают учение о статическом выражении (физиономику) и учение о динамическом выражении (патономику). К учению о статическом выражении относится учение о конституции, задачей которого является исследование связей, существующих между телом и характером; сюда же относится (сильно переоцениваемое) учение о том, какое значение имеет при определении характера форма головы (см. Френология), лица (см. Физиономика), рук (см. Хирономика). К учению о динамическом выражении относится учение о содержании, которое находит выражение в игре лица, в свойственных телу манерах и жестах (см. Мимика) и пантомимике, точно так же, как в походке, в характерных особенностях голоса, в манере говорить. Особенно важное значение имеет почерк (см. Графология), исследование которого создает благоприятные условия для исследования выражения, т. к. в письме, как и в каждом трудовом процессе, фиксируются и закрепляются следы определенных форм выражения того, кому оно принадлежит. В современном учении о выражении все чаще и чаще прибегают к исследованию динамических форм выражения, поскольку они позволяют сделать вывод относительно закономерностей. Хотя к динамическим формам выражения могут быть отнесены только (изменчивые) душевные настроения, но и изучение специфических форм потенциальной возможности поведения, изучение оттенков выражения лица, также поможет произвести классификацию постоянных черт характера того или иного человека. Учение о выражении развивалось параллельно с психологией; от рассмотрения отдельных элементов (когда отдельному признаку по мере надобности приписывалось определенное значение) перешли к целостному рассмотрению (признак приобретает определенное значение только в том случае, если он ставится в связь с др. признаками, в каждом движении проявляется весь характер человека); возник этот метод уже в 18 в., в период возрождения учения о выражении (Гёте, Лафатер, Лихтенберг), его развитию особенно большое содействие оказали И.И.Энгель своим произв. «Ideen zu einer Mimik» (1785- 1786), T. Пидерит и Ч. Дарвин. В 19 в., под влиянием развития естественнонаучного мышления, это учение было почти совсем забыто. В настоящее время видным представителем и продолжателем учения о выражении может считаться Людвиг Клагес.

Учение о методе

методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. Учение о методе появляется впервые в Новое время. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом.

Учение о познании

наука о познании. Различают: 1) Теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект – объект понятием бытия человека в мире.

Учение о порядке

наука о порядке – введенное В.Ф. Оствальдом, X. Дришем и амер. философом Райсом обозначение логики в самом широком смысле общего учения о предметах.

Учение о слоях

понимание действительности как порядка «слоев бытия». Аристотель различал 5 «слоев»: низшая – материя (Hyle), высшая – дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. Слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства (образ всадника и лошади). «Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. И подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших» (Н. Гартман). Так, напр., имеется слой неорганического с категориальным комплексом, группирующимся вокруг понятия материи с детерминационным типом каузальности. Этот слой является носителем органического слоя, в котором вновь возрождаются категория материи и каузальная детерминированность, но они видоизменяются благодаря специфически новому качеству категории живого; на детерминационный тип низшего слоя наслаивается детерминационный тип целесообразности. Слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому; растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. Нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой «категориальной» свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему, следовательно, в данном случае слой духовного по сравнению со слоем душевного. Э. Ротхаккер развивает психологическое учение о слоях, различая внутри цельной личности три главных слоя: 1) вегетативную и животную жизнь во мне; 2) мое Оно, определенное прежде всего стремлениями и чувствами; 3) мое собственное, мыслящее, самосознающее Я. В этих слоях, которые необходимо рассматривать как центры органически-душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в слоях бытия.

Учение о характере

характерология – учение о формировании и сущности характера и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности); родоначальником учения о характере следует считать Юлиуса Банзена. Это учение ставит себе целью объяснить характер, т.е. индивидуальные особенности, человека. Учение о характере использует описание физического облика человека вместе с учением о выражении и исследованием конституции человека. Обобщением получаемых результатов занимается типология. Образование характера есть сознательный либо бессознательный процесс самоформирования (психогенетическая теория), вызываемый половым чувством, моментами его вытеснения и сублимации (Фрейд) или же честолюбивыми и властолюбивыми побуждениями (Адлер, Юнг). С точки зрения психологической теории формирование характера определяется наследственными физическими данными, составляющими основу психического (наследственность). В настоящее время учение о характере рассматривается как часть антропологии, которая изучает развитие характера и его значение для формирования личности в целом. Первое систематическое научное изложение учения о характере дал Л. Клагес; развил и углубил его Ф. Лерш.

Учение о черепе

см. Френология.

Учение о четырех причинах

квинтэссенция онтологии Аристотеля, известной под названием гилеморфизма (учения о материи и форме как двух основных началах мироздания); теория Аристотеля, явившаяся результатом переосмысления и модификации концепции Платона относительно онтологических условий бытия вещей.  Согласно Аристотелю, хотя в широком, общем смысле таких причин действительно, как и полагал Платон, две (то, из чего вещь, – материальная причина; то, что делает ее именно этой вещью (столом, кошкой и т.д.), – формальная), при более детальном анализе оказывается, что у формальной причины есть три аспекта, которые, хотя и взаимосвязаны, все же должны быть разделены как таковые. Эти три аспекта Аристотель называет, соответственно: формальной причиной в узком смысле этого слова («то, чтО» вещь есть); движущей причиной («то, чем», эта причина «отвечает» за действия, благодаря которым форма вкладывается в материю, посредством которых первая и вторая причины могут исполнить свою «конструктивную функцию», см. реализм); целевой причиной («ради чего», причиной финальной, объясняющей условия активности движущей причины). См. телеология. В конечном итоге, применительно ко всему мирозданию, как и следует ожидать, формальная, движущая и целевая причины совпадают в образе Бога-Перводвигателя (он как чистая форма, форма всех форм, является формальной причиной; как абсолютная действительность, реализовавшая все возможности своего бытия, – целевой; как идеал, самим фактом своего реального существования априорно задающий стремление к себе, – движущей: именно потому, что он ни в чем не нуждается, все сущее нуждается в нем, а такого рода онтологическая нужда с необходимостью порождает движение, все проявления мировой динамики).

Учение об отношениях

социология отношений – возникшее в недалеком прошлом формалистическое направление в социологии, главным представителем которого является Леопольд фон Визе (см. также Среда).

Учение Платона об идеях

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин в "Философских тетрадях", заключена уже в первой элементарной абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

Учителя церкви

почетное имя (лат. doctor ecclesiae), данное католич. церковью заслуженным ученым. К учителям церкви относятся греч. отцы церкви: Афанасий (296-373), Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; рим. отцы церкви: Амвросий Майландский, Иероним (345-420), Аврелий Августин Блаженный, Григорий Великий (папа в 590 – 604); др. учителя церкви: Фома Аквинский, Бонавентура, Лев I (папа в 440-461), Пётр Дамиани, Бернар Клервоский, Гиларий из Пуатье (315-366), Альфонс из Лигуори (16961787), Франц Залесский (1567-1622), Кирилл Александрийский (патриарх в 412 – 444), Кирилл Иерусалимский (315 – 386), Иоанн Дамаскин, Беда Венерабилис Достопочтенный.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21