Главная

Глоссарий

Ч

Чарвака

материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляют Ч. Считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати. Объясняет мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Благодаря смешению этих элементов возникает также и духовное. Последователи этого учения отрицали нравственный миропорядок, кармические отягощения, цепочку новых рождений и проповедовали чувственное наслаждение как цель жизни.  Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души — учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Ч. считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир, единственной реальностью — материю.

Частная собственность

признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться любыми видами экономических ресурсов.

Частные науки

науки, стоящие вне узкой сферы философии (математика, естественные науки, юриспруденция и наука о государстве, медицина, педагогика, история, философия, археология, искусствоведение, литературоведение, музыковедение и т. д.), в отличие от философии как таковой, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, ибо дает частным наукам принципы метода исследования.

Часть и целое

философские категории, характеризующие фе­номен целостности сложных органических систем. Его сущность состоит в уяснении соотношения отдельных элементов и их сово­купности, приобретающей новые свойства, которых не было у от­дельных элементов в их разобщенности, но возникших в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, является важнейшим их общим признаком. Категория часть и целое характеризует также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчлененного представ­ления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого.                                 

Человек и общество

одна из фундаментальных проблем социальной философии. Является ли общество органическим целым или представляет собой лишь сумму составляющих его индивидов? Что должно служить целью общественного развития – благо общества как целого, интересы нации, класса, государства или благо отдельной личности? Как должно быть устроено общество: на основе свободного взаимодействия индивидов или на основе принудительной их организации? Ответы на подобные вопросы в традициях евразийской философии (П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.) было принято делить на две группы и называть соответственно «сингуляризмом» («социальным атомизмом») и «универсализмом» («коллективизмом»). С точки зрения сингуляризма общество всего лишь совокупность отдельных независимых «атомов» – индивидов, которые договариваются о своей организации. С позиций универсализма общество предстает как целое, как всеединство, несводимое к отдельным личностям. Во второй половине 20 в. появились новые концепции, иначе трактующие соотношение личности и общества: гуманистические, акцентирующие внимание, прежде всего на развитии личности (только гармоничное развитие личности может служить условием, основой всестороннего развития общества), и технократические с их «орудийной» идеей о том, что развитие науки и техники является базисом развития общества и потому научная и техническая элита служит главной производительной силой общества, двигателем его прогресса. Определенным итогом развития социальной философии сегодня является осознание проблемы «личность и общество» как проблемы относительной равноценности, равнозначности этих двух социальных ипостасей, с одновременным признанием приоритета личности.

Человек разумный

(лат. Homo sapiens) — единственный живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Человек есть психосоматическое целое: душа и тело находятся в единстве, зависят друг от друга и имеют равноценное значение. Совокупность человеческих индивидов называют человечеством. Человек, как биологический вид — предмет исследования философской антропологии. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.). Человек в отличие от других форм живого – существо активное, деятельностное, преобразующее бытие и самого себя целесообразно и целенаправленно, соответственно своим интересам и потребностям. Человек представляет собой единство биологических, психологических, социальных и духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает его качественную целостность и своеобразие. Сущность человека определяется исходя преимущественно из его социальных и духовно-культурных характеристик, а биологическое выступает его природным основанием. Только человеку свойственно стремление осмысливать свое предназначение, задаваться вопросом о смысле жизни, выделять себя из окружающей действительности и быть субъектом осмысленного преобразования мира. Как любое сложное образование человек неоднозначен в своем проявлении, часто противоречив. Противоречивость есть результат единства и взаимодействия разных составляющих человека – телесного (природного) и духовного (надприродного), индивидуального (единичного, неповторимого) и социального (группового, общественного). Тело, душа и дух, которыми характеризуется каждый человек, не всегда находятся в гармонии и не всегда подчинены единым устремлениям. Добиться полноты и длительности гармонии между ними – цель каждого разумного человека и основа его удовлетворенности, его счастья.

Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой (см. Культура). Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Христ. средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой – творение земных демонических сил. В 18 в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см. Этика) от целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, также как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.

Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт). Человек представляет собой конкретную целостность одушевленного тела и разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема. Формирование науки о человеке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных» социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу «человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не предлагает никакого метода, пригодного для познания человека как личности и ее внутреннего мира. Истинным основателем «науки о человеке» был Дильтей. По нему, наука должна определяться как «теория интуиций о мире»; он распределил эти интуиции о мире на три группы, в зависимости от того, доминирует ли в них чувственный элемент (религия), рациональный элемент (наука) или элемент воли (мораль). Наука о человеке в основе своей подразделяется на философию религии, теорию науки и мораль. Общим методом науки о человеке должно стать понимание. Дильтей противопоставляет объяснение физической реальности пониманию человеческих феноменов. «Мы не объясняем человека в гневе, мы его понимаем», – напишет Ясперс; все люди могут понять связь оскорбления и гнева, даже если речь идет не о причинной связи физического типа, а о духовной связанности. Именно эта универсальность и сообщает методу понимания определенную объективность. Познание человеческого углубляется благодаря психологии и социологии: 1) психоанализ (или «психология глубин») раскрыл существование второй личности, бессознательной и действенной, скрытой за чертами личности поверхностной и социальной; 2) социология обнаружила, что индивид может коренным образом меняться в зависимости от того, возьмем ли мы его изолированно или будучи принятым в определенную группу. Социология отмечает бесчисленные ресурсы человеческой адаптации, и психологи указывают на то, что подвергаемые анализу личности никогда не могут полностью узнать себя в своих собственных образах, открываемых им психологами. Человек свободен, и этой своей свободой противостоит любой объективной науке. Философская проблема человека. Ее можно определить как поиск общего синтеза всех аспектов человека. Задача состоит в том, чтобы «обнаружить единство общей функции, координирующей все человеческое творчество и представляющей миф, религию, искусство и т.д. как вариации на одну и ту же тему» (Кассирер). Человек всегда тождествен самому себе во всех своих проявлениях.

Человеческая природа

выражение главенствующих свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки – значит выразить человеческую природу. Какие же свойства имеются в виду? Считается, например, что человек обладает особой телесностью, высокоорганизован как биологическая особь. Кроме того человек имеет разум, дар общения и отношений с другими или социальность.  Высшим модусом природы человека, его сущностью будет духовность как способ проявления позитивных общечеловеческих ценностей, человеческой мудрости.

Человеческие потребности

ассортимент и объем благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.

Человеческие права

«вечные», неотъемлемые права людей, основанные на том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права); приняты в качестве принципа государственного права в 1776 Соединенными Штатами, в 1789 – Францией; см. также Естественное право. Человеческие права охватывают право на свободу, собственность, безопасность и право сопротивления угнетению.

Человеческий капитал

знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства, производительность труда и уровень получаемой зарплаты.

Человеческий фактор

специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно - технических, организационно - управленческих и других отношений; все, что относится к человеку в разных сферах общественной жизни.

Человеческих отношений теория

исходит из того, что в межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из первых эту теорию обосновал американский социолог Э. Мейо. Она была направлена, в частности, против так называемой «научной системы выжимания пота», разработанной американским инженером Ф. Тейлором и направленной на достижение максимальной интенсификации труда путем совершенствования технологии производства и материального стимулирования. Э. Мейо и его последователи обосновали важное значение в производственной и иной деятельности людей таких факторов, как морально-психологический климат в коллективе, насыщенность общения работающих в них людей положительными эмоциями, их доброжелательные отношения друг с другом и с руководителями предприятий и т.д.

Человечество

1) совокупность людей, живущих на планете Земля. 2) Историческая общность, сложившаяся в ходе становления и развития экономических (прежде всего трудовых), политических, культурных и др. связей между странами и народами мира. Человечество самотождественно, так как оно может себя противопоставить пока только безмолвному, неодушевленному космосу. Современное самосознание человечества должно быть направлено на понимание этой своей единственности и уникальности и на ее сохранение. Поэтому во всемирном масштабе человечество должно выступать как целостность, объединяя свои усилия на решение тех проблем и задач, которые составляют угрозу существованию человечества как такового: истребительные войны, загрязнение окружающей среды, борьба со смертельными болезнями, поиск новых видов энергии, пополнение биоресурсов, создание для всех народов достойных условий существования и т.д. Беречь планету и самих себя, заниматься творчеством, иметь достойный образ жизни и быть счастливыми – главные задачи глобального человечества.

Человечность

(от лат. humanus, гуманизм). Ренессанс характеризуется возрождением духа вольномыслия. Человечность провозгласили итальянские гуманисты, заимствовав этот термин у Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.), который употреблял его дня обозначения идеи «возрождения человека». Гуманизм это признание прав человека как свободной личности на свое индивидуальное развитие. Эпоха гуманизма начинается с деятельности итальянского поэта Франческо Петрарки (1304 - 1374). Основные идеи гуманистов: 1) антропоцентризм - человек должен не только уповать на Бога, но и опираться на свои силы, изменяя мир вокруг себя; 2) принципиальное равенство всех людей -людей надо оценивать по их личным заслугам, а не по происхождению. 3) свобода воли, которая сближает человека с Богом и делает творцом цивилизации и культуры; 4) учение о фатуме - абсолютная власть над человеком божественных и природных сил (рок, судьба); 5) понятие фортуны (удачи, счастливого случая), понимается как социальная необходимость, которая может быть как благоприятной, если человек ведет себя правильно, активно и деятельно, так и неблагоприятной, если человек относится к жизни созерцательно.

Чернобог

(слав.): властитель подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия "черная душа" (человек, погибший для благородства), "черный день" (день бедствия). Ч. изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше – нанесению всяких зол. Ему в жертву приносили кроме коней, пленных и специально представленных для этого людей. Все народные бедствия приписывались действию Ч. и молились ему для их отвращения.

Честолюбие

выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой-либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов.

Честь и достоинство

понятия морали и категории этики. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих. Честь – это оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, честь школы, семьи, института, завода, фирмы, честь женская, мужская, честь врача, рабочего, инженера и т. п.). Представления о чести требуют от каждого поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны общества. В отличие от понятия «достоинство», в основе представлений о чести лежит социальное неравенство. Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов. Достоинство человека – это его собственное качество, его внутреннее самоощущение. Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности. Противоположным явлением достоинству выступают самоуничижение, комплекс неполноценности, самоощущение своей ничтожности, малости, ненужности. Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: "по достоинству и честь" – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах.

Чешская философия

Вследствие долгого господства схоластики и неосхоластики в Чехии не было самостоятельной философии вплоть до кон. 18 в. Такие исключения, как Я. А. Каменский (1592 – 1670) – известный теолог и педагог, – лишь подтверждают правило. Толчок развитию чеш. философии дали Гердер и нем. идеализм (особенно Гегель и Гербарт). Натурфилософ А. Сметана (1814 – 1851) и историк Ф. Палацкий (1798-1876) были гегельянцами, также как и отстраненный за это от службы пастор Ф. Клачел (1808-1882). Фр. Чупр (1821 – 1882) был гербартианцем. Более известными гербартианцами были логик М. А. Дрбаль (1829-1885) и склонный к позитивизму Йозеф Дурдик (1837 – 1902). Занимавшийся эстетикой Отто Гостинский (1847-1910) испытал влияние Рихарда Вагнера. Поворотом от нем. философии к рус., а от нее опять к западному позитивизму чеш. философия обязана Т. Масарику (1850-1937). Известным натурфилософом был биолог Эмиль Радл (1873- 1942). Воровка (1879-1929) стремился объединить мистико-магический скептицизм с гностицизмом. После второй мировой войны насаждалась марксистская философия, которая была отброшена после краха коммунистических режимов в Восточной Европе.

Чжи

(кит.): ум-знание, мудрость, интеллект. В узком смысле – одно из пяти качеств «совершенного мужа» (цзюнь-цзы), в широком – свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория использовалось в философии Конфуция и понималось как качество, избавляющее от сомнений. Конфуций поставил чжи на второе место в триаде достоинств цзюнь-цзы между гуманностью и мужеством. В конфуцианстве все люди равны в возможности учиться, но «совершенным мужем» может стать лишь тот человек, который способен соединить знание с мудростью, научение с добродетелью.

Число

абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь др. определенный член; абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор); счастливые числа (напр., 3), священные числа (напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13).

Чистый разум

способность, содержащая принципы безусловного априорного знания (философская абстракция Иммануила Канта в «Критике чистого разума»). Одна из попыток указать на источник интеллекта-жизни, с целью дальнейшего анализа и конструирования интеллекта.

Чувства религиозные

эмоциональные состояния, вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и т. п., поскольку именно они с наибольшей полнотой выражают отношение религиозного человека к объектам его веры: Богу, святым и т. п.; другие считают религиозным любое чувство, переживаемое верующим человеком вследствие его общения с предметом поклонения как в храме, так и за его пределами.

Чувственное познание

это непосредственное соединение человека с внешним миром, первая ступень познания действительности человеком осуществляемое посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и социальной эволюции человека. Основными формами живого созерцания являются ощущения, восприятия и представления:

а) ощущение – это отражение отдельного свойства, стороны вещи одним из органов чувств; б) восприятие – целостный чувственный образ отображаемого объекта (комплекс ощущений); в) представление – обобщенный чувственный образ предмета, возникающий благодаря памяти в момент, когда представляемый объект отсутствует (представление является исходным моментом и условием воображения).

Чувственность (чувственное восприятие)

эмоциональное переживание, осознание внешней и внутренней реальности; форма чувственного познания (наряду с ощущениями и представлениями). Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность – это способность к восприятию (ощущение); во втором – форма аффективности (чувство). Чувственное восприятие складывается на основе ощущений и являет собой целостный образ предмета. Чувственное восприятие у человека – это уже достаточно сложная форма мышления, так как человек отражает действительность не пассивно, а в активной форме: дополняет или упрощает образ, может присоединять воображение, сопоставлять, привлекать аналогию и т. д. То есть, восприятие есть синтез чувственных данных и имеющейся у человека изначальной возможности и способности восприятия (по Канту, трансцендентальная апперцепция). Восприятие может дать более или менее точный (адекватный) образ предмета – тогда говорят об истинном или неистинном отражении. Определяется этот момент в ходе дальнейшего отношения с объектом. Восприятием называют также и само предметное как содержание сознания. С научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место (см. Ощущение, Поле, Раздражение). Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму (см. Гештальт), соответствующую структуре сознания, и ранг (см. Иерархия зависимости), соответствующий содержанию поля восприятия. Восприятие может быть основано и на заблуждении. См. также Иллюзия, Инверсия, Обман чувств, Восприятие пространства.

Понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ обычно относят к особой, повышенной способности чувственного отражения (чувствительности). Иногда им обозначают склонность человека к чувственным удовольствиям, повышенную ранимость, излишнюю сентиментальность.

Чувственный

1) связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами; 2) в этике – склонный к плотским наслаждениям. Соответственно чувственность означает: 1) способность к чувственному восприятию; 2) склонность к чувственным удовольствиям.

Чувственный мир

(лат. mundus sensibilis) – совокупность содержаний сознания, опосредованных чувствами; воспринимаемый мир.

Чувствительность

(сентиментальность) – склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств. Эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее представители в Англии – Ричардсон, Стерн, Гольдсмит, Юнг; во Франции – Руссо; в Германии он представлен прежде всего книгой «Страдания молодого Вертера» Гёте. См. также Раздражимость.

Чувство

одна из основных характеристик внутреннего мира человека наряду с разумом и волей, состоящая в осознавании, переживании, понимании явлений реальности на основе ощущений и впечатлений. Особое психическое состояние, при котором восприятие чего-либо выступает в непосредственном единстве с отношением к воспринимаемому. Носит субъективный характер для человека и указывает на удовлетворение или неудовлетворение его потребно­стей. Другими словами, чувства – это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

В психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальткачества сознания в целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами» («качествами комплекса»), т.е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются настроением. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм; см. также Одухотворение), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия, Первобытные формы религии). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами (см. Аффект). Слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). См. также Философия чувства.

Чувство времени

способность к непосредственной правильной оценке времени; у животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством естественного ритма их жизни. У человека оно является побочным продуктом индустриализма, своего рода психологическим аналогом синтетических парфюмерных запахов и анилиновых красок (Олдос Хаксли), результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное.

Чувство неполноценности

ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как заносчивость, жажда власти, мечты об уничтожении и т. п., в силу чего те, кто в большой степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от него нет), становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей воспитания является помощь в постепенном приобретении разумной уверенности в самом себе. См. также Стремление к значимости, Индивидуальная психология, Компенсация.

Чувство юмора

в обычном словоупотреблении способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении – например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, чью-то кажущуюся значительность и не соответствующее ей поведение и пр. По отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления – пошлость, цинизм и пр. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном.

Чудо

(лат. miraculum) – 1) необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога). Во времена Декарта к области необъяснимого относилась даже радуга, так что и она считалась чудом, проявлением божественного; в этом смысле сфера чудесного сужается в ходе научного прогресса; так, атомная физика объясняет даже превращение тел. Но с религиозной точки зрения истинное чудо – это не внешнее, но внутреннее чудо благодати, покаяния, духовного обращения. В этом узком и строго определенном смысле наличие или отсутствие чуда никак не связано с прогрессом детерминизма в науке. Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности метафизических и не отменяет физических принципов, но в определенных случаях их действие ограничивается Богом благодаря его всесилию. Возможность чуда вытекает из контингентности сущего и из чисто физической, но отнюдь не метафизической необходимости его существования и определенности бытия. 2) Явление или вещь, предмет, который восхищает, который отвечает представлению о совершенстве. 3) Шедевр, вершина творчества, то, чего ранее человечество не имело.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21