|
Шайтан |
(араб.): в мусульманской
мифологии злой дух, Черт, Дьявол. Слово "Ш." родственно библейскому
термину Сатана. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождает
Ангел и Шайтан, побуждающие его к добрым и нечестивым поступкам. Ш. Могут
появляться в человеческом обличье, иногда имеют его имена. |
|
Шаманизм |
(«шаман»-исступленный): одно из направлений
анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в
способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами.
Общение с духами осуществляется шаманами в процессе камлания – особого
ритуала, совершающегося в состоянии экстаза и сопровождающегося плясками,
песнопениями и заклинаниями, ударами в бубен, сеансом гипноза и т. п. Дар
шаманства считался наследственным и являлся достоянием мужчин. Признавалось,
что шаманам присущи такие сверхъестественные свойства, как способность
предвидеть и предсказывать будущее, избавлять соплеменников от болезней,
обеспечивать удачу на охоте или рыбной ловле, вызывать изменения в природе,
провожать умерших в подземный мир и т. п. Шаманизм и ныне существует у
коренных народов Австралии, Азии, Америки и Африки, придерживающихся
первобытных религиозных верований, а также у северных народностей. Следы
шаманизма легко обнаруживаются практически во всех современных религиях: в
обрядах, ритуалах, характере культовой деятельности духовенства. |
|
«Шань
Хай Цзин» |
(«Канон гор и морей») — произведение, отражающее представления
родового и послеродового (переходного) мировоззрений (III — сер. I тыс. до
н.э.). Согласно легенде, «Ш. х. ц.» был выгравирован на священных сосудах Бои
— помощником Великого Юя, победителя последнего
мирового потопа и первого в истории кит. цивилизации правителя. Как
письменный памятник сложился к 4—1 вв. до н.э., известен в редакции Го Пу (276—324), состоит из 18 цзю-аней
(свитков), подразделяется на две части: «Канон гор» и «Канон морей». «Ш.х.ц.» не входит ни в одну из филос. традиций, лишь
упоминается в «Ши цзи» («Исторических записках»,
2—1 вв. до н.э.), «Хань шу» (История династии Хань, 1 в.), «Хуайнанъ-цзы» («Философы из Хуайнани»,
2 в. до н.э.) и занимает особое место в кит. культуре. В названии «Ш. х. ц.» фиксируется вертикально-горизонтальная
(гора — вода) модель, включенная в объемную матрицу (цзин) архетипа у син. Весь памятник построен по системе у син с динамикой повествования по круговым циклам. При
этом космография, социография, антропография и психография «Ш. х. ц.» не совпадают с тогдашней
действительностью кит. Поднебесной и не являются слепком эмпирического созерцания
поверхности земли. Они представляют собой метафизическую спираль этнотерриториальных (родовые площадки) архетипов,
воспроизводимых родовыми коллективами в порядке космических циклов в виде теоморфных, зооморфных и антропоморфных образов,
насыщенных телесным, духовным и идеально-мыслительным составом. В контексте современности архетип «гора—вода» есть безусловный
архетип «суша—море» геополитики. В свете этого «Ш. х. ц.» может квалифицироваться
как «метафизика др.-кит. геополитики», что подтверждается самим построением и
содержанием «Ш. х. ц.». Относительно «Ш. х. ц.» высказываются различные версии его
понимания, прочтения и дешифровки его образов и символов. Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М., 1977; Лукьянов А. Е.
Истоки Дао: древнекитайский миф. М., 1992; Голыгина
К.И. Великий Предел. М., 1994. |
|
Шариат |
комплекс норм и правил
поведения мусульман, опирающийся на авторитет Корана, где указан «прямой
путь», ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как
исламский образ жизни и мышления. В исламской мысли происхождение и сущность
шариата толкуются с разных позиций, прежде всего в соотношении с ал-фикхом (правом). Большинство теологов считают его более
широкой и глубокой основой для исламской жизни, а ал-фикх
– более изменчивой ее частью. В ряде исламских стран шариат узаконен в
качестве основы конкретных норм,как
свод правил поведения и жизни, предписываемый последователям Ислама. Пять из
них, называемые "столпы", являются главными: 1) очищение сознания с
помощью постоянного памятования о Боге и повторения ахады;
2) очищение сердца с помощью обязательных молитв (по арабски
– Салят, по – персидски – Намаз), которые
необходимо совершать пять раз в день; 3) очищение тела с помощью поста (саум), который обязателен для всех; 4) очищение имущества
перед Аллахом с помощью уплаты налога на имущество и доходы (Закят) и подачи
милостыни (Садака); 5) очищение всей жизни с помощью паломничества к святым
местам Ислама (Хадж). |
|
Шартрская философская школа |
школа средневековой схоластической философии при Шартрском соборе, основанная в 990 епископом Фульбером по прозвищу «Сократ» (ум. 1028). Она являлась
центром метафизического, космологического и естественно-научного
«платонизма», вернее – синтезом Платона и Аристотеля. Главные представители:
братья Бернар и Тьерри Шартрские, Гильберт Порретанский. К этой школе примыкали Гильом
из Конша, Иоанн Солсберийский
и др. См. также Французская философия, |
|
Шведская
философия |
Наиболее ярким этапом ее развития является краткий
период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой
Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница – Вольфа,
немного меньше – Локка, а ок. 1800 – также и
кантианство, в частности благодаря Боэтиусу
(1751-1810). Борелиус (1823-1908) был гегельянцем.
Классиком швед, философии и поныне считается Вострён, к которому вплоть до настоящего времени примыкает
многочисленная школа, напр. Салин (1824-1927) и Лильеквист. Норстрём (1856-1916) стал известен
своей философией культуры и религиозной философией. Ларсон, Хэгерстрём, Фален занимались теорией познания (в смысле
критицизма или трансцендентализма). В качестве выразителя швед, философии
приобрел значение писатель Стриндберг (1849 – 1912). |
|
Щедрость |
оказание бескорыстной помощи, стремление
передать свои мысли и идеи. |
|
Шейх |
(от араб. «шаха» – стареть, становиться старым): 1.
В исламе – почетный титул богословов, знатоков и преподавателей религиозных
дисциплин, а также людей, известных своим благочестием. 2. В суфизме
наставник, под руководством которого проходили подготовку начинающие суфии, с
12 в. – глава суфийского братства. |
|
«Ши
Сань Цзин» |
(«Тринадцать канонов», «Тринадцатиканоние»)
— свод канонизированных конфуцианством др.-кит. памятников II—I тыс. до н.э.,
окончательно сложившийся в эпоху правления династии Сун (960—1279). «Ш.с.ц.» включает памятники различной тематики, в т.ч. «Сы шу» и «У цзин»: «Чжоу и» («Чжоуские
перемены»), «Шу цзин» («Канон документальных писаний»), «Ши цзин» («Канон
стихов»), «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»), «И ли»
(«Образцовый церемониал и ритуалы»), «Ли цзи»
(«Записи о ритуалах»), «Чунь цю
Цзо чжуань» («Вёсны и
осени с комментариями Цзо»), «Чунь
цю Гунъян чжуань» («Вёсны и осени с комментариями Гунъяна»), «Чунь цю Гулян чжуань»
(«Вёсны и осени с комментариями Гуляна»), «Лунь юй» («Суждения и беседы»), «Сяо
цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Эр я» («Лексикон»), «Мэн-цзы» («Книга [философа] Мэн [Кэ]»).
Вплоть до 20 в. «Ш.с.ц.» служил основой
конфуцианского образования, философии и науки. Карапетьянц A.M.
Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Восточной
и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981; Кобзев А. И. Учение
о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994; Китайская
философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. |
|
Шизоид |
(от греч. schizein – расколоть и eidos – вид) – так Э. Кречмер
называет переходную форму между здоровым и больным в своей конституционной
группе шизотимии. Шизоидный человек
имеет и внешнюю сторону, и внутреннюю. То, что он выглядит исключительно
грубым или угрюмым, тупым или язвительным, ироническим или беззлобным, – все
это относится к внешней стороне. Этих внешних признаков может вообще не быть;
мы видим человека, который как вопросительный знак маячит на нашем пути; мы
ощущаем какую-то тоску, скуку, что-то неопределенно проблематичное. Какая
глубина скрывается за этой маской? Это может быть «ничто» – преувеличенное
честолюбие, полная бессердечность, ледяное бездушие. Но по внешнему виду мы
не можем увидеть того, что скрыто за ним (Э. Кречмер). |
|
Шизотимия |
(от греч. schizein расколоть и thymos – характер,
нрав) – общая конституционная группа Э. Кречмера,
соответствующая прежде всего лептосомному типу.
Обозначает психоэстетические пропорции, т.е.
своеобразное отношение между чувственной внутренней восприимчивостью и
внешней сдержанностью. В экспериментах шизотимики
обнаруживают высокую способность к «раздвоению» (способность к абстракции),
сильную способность к персеверации, повышенную склонность к созерцанию формы
– в отличие от восприятия цвета и т. д. Из тех типов, которым свойственно
включаться в деятельную жизнь, шизотимики,
по-видимому, обладают особенно большой энергией, неуклонностью,
принципиальностью и последовательностью; это властвующие натуры, героические
моралисты, чистые идеалисты, фанатики и деспоты и дипломатически-холодные,
расчетливые натуры (Э. Кречмер). Противоположность
– циклотимия (см. Циклотимик). |
|
Шизофрения |
(от греч. schizein расколоть и phren – диафрагма,
которая у греков считалась седалищем сознания, души, духа) – состояние
помешательства, психическое заболевание, зачастую развивающееся уже в
молодости, называемое также dementia praecox (юношеским сумасшествием) и отличающейся потерей чувства реальности неприспособленностью) и
способом мыслить, сравнимым с мыслью в процессе сновидения (аутизм).
Отличительная черта этого психоза – подавление чувств («неэмоциональность»).
Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость
отличается использованием абстрактных, технических, научных терминов), он
безразличен ко всему окружающему. Шизофрения ведет к разрушению и
упадку личности, особенно сильно затрагивая при этом сферу чувства и воли.
Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку
собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и
существуют безотносительно к внешним силам. Шизофрения требует госпитализации и лечения в специальных
клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью,
представляющей собой склонность к шизофрении, простую предрасположенность,
обычно наличествующую у субъектов долихоцефального типа – с удлиненным лицом,
худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции). |
|
Шиизм |
(от араб. «Шии», или Шиа – мн. число):
меньшая из двух основных ветвей ислама, большинство мусульман принадлежат к
суннитам. Первоначально шииты были политической фракцией, поддерживавшей Али,
зятя Мухаммада и четвертого халифа мусульманской общины. Когда Али был убит,
шиизм превратился в религиозное движение, отстаивавшее законные права
наследников Али – Алидов. В отличие от шиитов,
более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего
волю Аллаха. Шиизм постепенно распался на множество сект; все они признают Али
ибн абу-Талиба и его потомков законными
руководителями мусульманской общины. Алидам так и
не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных
фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно
называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают,
что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать»,
переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Поскольку
основные ветви рода Али прекратили свое существование еще в средние века, многие
шиитские секты выдвигают доктрину о «скрытом имаме», который руководит
верующими через своих посредников и явится в конце времен, чтобы править
миром. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия
(или Исна Ашария – Секта
Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами.
Известны и другие, более мелкие шиитские секты, например, зайдиты
и нуктавиты. Еще в ранее средневековье в шиизме
выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в
значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. В недрах
иранского шиизма вызрело также мистико-философское учение бахаистов,
которое ратует за объединение всех религий мира и создание всемирного
законодательства на основе общерелигиозной этики. В
конце 20 в. шииты составляют 1/10 всех мусульман. Шиизм является
преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут
также в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане. |
|
Шифр |
(от франц. ciffre – числовое
обозначение) – совокупность условных знаков; в нем. романтике – средство,
благодаря которому природа раскрывает нам свои прекрасные формы (Кант);
подобное же значение слова мы находим у Гёте, Новалиса, Геббеля
и др. Это понятие использует Ясперс: 4
Метафизика доносит до нас окружающее трансценденции. Метафизику мы понимаем как «тайнопись».
Мы слышим заключенную в шифре действительность из действительности нашего
существования (экзистенции), а не просто из рассудка, который здесь ни в коей
мере не содействует раскрытию смысла» (см. Крушение, Символ). |
|
Шовинизм |
(фр. chauvinisme
— от имени французского солдата Шовена,
отличавшегося особенно восторженным поклонением императору Наполеону
Бонапарту) — 1) изначально: беззаветная преданность Наполеону I; 2) крайний
национализм, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности,
направленная на разжигание национальной вражды и ненависти. Это
идеологическая позиция, в основе которой лежат гипертрофированно понимаемые
национальные интересы. Конкретным выражением является абсолютизация
какой-либо нации, ее превосходства в противовес всем остальным. Формы
шовинизма различны: от государственной политики (явной или скрытой,
завуалированной) до бытовых проявлений. В общесоциальном
плане распространен "великодержавный" шовинизм господствующей нации
или наиболее многочисленного этноса в многонациональном государстве. Он
обычно направлен на интересы этой господствующей нации, на их предпочтение;
интересы других народов при этом игнорируются или явно попираются, вплоть до
гонения или притеснения. Выраженной формой шовинизма является расизм –
предпочтение одной расы другой, презрение рас друг к другу. На бытовом уровне
шовинизм проявляется в неуважении людей разных национальностей друг к другу,
в отсутствии взаимопомощи, в погромах и вандализме (например, осквернение
могил, оскорбляющие лозунги, анекдоты и пр.), в предпочтении одной нации
другой в государственных учреждениях без их официальной санкции (в приеме на
работу, на учебу, в распределении должностей и т.д.). В культурно-моральном
плане проявление национализма и шовинизма – это низкий уровень духовного,
нравственного развития, недоразвитость чувств и недостаток воспитания. В
плане государственной политики совершенно недопустимое явление. Если оно
имеет место, то это говорит о невысоком уровне развития государства, о его
незрелости, отсутствии свободы, тоталитарной направленности. Особенно опасен
шовинизм в многонациональном государстве. |
|
Шок |
сильная эмоция,
сопровождающая физиологические потрясения. Возникает в результате появления в
жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно
приспособиться. Психологи, во всяком случае, различают: 1) слабый и
мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного; 2) шок, вызывающий более
или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого
существа); 3) шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже
приводящий к безумию. Выражение «эмоция-шок» устарело и заменено выражением
«аффективный шок», или «эмоциональный шок». |
|
Шотландская
школа |
распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл.
философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому
скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители,
ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику,
религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период – Уильям Гамильтон. |
|
Штудии |
(нем. studieren,
лат. studere — учиться прилежно, заниматься)
— тщательное изучение чего-либо. |
|
Шуньята |
(санскр. sunyata — пустотность)
— важнейшее понятие махаянского буддизма,
развиваемое в праджняпарамитских текстах и школе мадхьямики Нагарджуны и
означающее здесь «бессущностность» не только Я, но
и дхарм как взаимосвязанных и взаимообусловленных. «Отрицательный» аспект Ш.
восполняется в махаянском философствовании ее
трактовкой в качестве «связанного» и «необусловленного» Абсолюта.
«Реализация» Ш. сознанием адепта считается оптимальным способом познания
«вещей как они есть» и духовной терапии, освоение которой сопровождается
культивированием совершенств терпения, сострадания и духовной силы, но
одновременно и устраненности от иллюзорного в
конечном счете мира, что вместе составляет систему основных достижений в
«пути бодхисаттвы». |
|
Шутка |
комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий
смех, отмечающий одновременно и различие и связи.
Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его
изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не
охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21