Главная

Глоссарий

Ю

Югославская философия

возникновение первых самостоятельных философских школ в западных районах Югославии, распавшейся в настоящее время на ряд самостоятельных государств, датируется 15 в. Первоначально югослав, философия испытывала сильное влияние схоластической традиции, выражавшейся в первую очередь в противоборстве томизма и скотизма. У истоков югослав, философии стояли Джурай Драгишич (G. Benignus de Salviatis, 1450-1520), Франжо Петрич (Franciscus Patricius, 1529- 1597), Руджер Бошкович (1711-1787) и Доситеж Обрадович (1741 – 1811). Начиная с 19 в. развитие югослав, философии протекало под влиянием западных философских течений: неотомизма, идеализма, позитивизма, объективизма и феноменологии. Наиболее яркими представителями югослав, философии этого периода были Божидар Кнежевич (1862 – 1905), Бранислав Петронижевич (1873-1954), Владимир Дворникович (1883 – 1957), Ст. Циммерман (1884), П. Вул-Павлович (1894) и Вл. Филипович (1906). После окончания второй мировой войны господствующее положение в югослав, философии занял марксизм, а позже – экономическо-философские концепции «самоуправления».

Юмор

(лат. – влажность) – остроты, шутки и т.п., созданные в результате парадоксальных, иронических социальных и языковых ситуаций, и их изображение в литературе, искусстве и театре. Хотя юмор является универсальной особенностью человеческих обществ и о нем имеется разнообразная литература, философское осмысление его природы и роли в душевном (духовном), социальном и телесном здоровье человека еще предстоит осуществить. Согласно античному учению, правильная мера влажности, т.е. «здоровые соки» в человеке, достаточно обоснованное хорошее настроение. Юмор видит в серьезном и великом незначительное и мелкое, не порицая, однако, первого разрушительной критикой. И наоборот, в противоречащем разуму юмор усматривает разумное. В противоположность сатире он лишен остроты и опирается на серьезность, любовь и большую свободу духа. Юмор по своей сути имеет глубокую связь с философской позицией. Юморист всегда занимается метафизикой (Фр. Т. Фишер). Жан Поль в этом смысле говорит о «юмористической тотальности» мировоззрения. Геффинг отличает «большой юмор» как мировоззрение от «мелкого юмора» повседневности, который, однако, не является ни мелким, ни неважным, напротив, в повседневности он весьма способствует благоприятной совместной жизни людей. Юмор – это основанная на большой силе характера высшая форма самоутверждения по отношению к бессмысленности бытия и злого случая, по отношению к человеческой злонамеренности. Юмор является также средством правильно познать самого себя, не недооценивать и не переоценивать себя. Кто не может сам себя сделать лучшим, тот, конечно, не из лучших (Гёте).

ЮНЕСКО

(Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESKO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organisation), международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Начала функционировать 16 февраля 1945 в Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с невежеством, за свободный обмен мыслями независимо от государственных границ, за создание во всем мире таких предпосылок, которые дали бы возможность в равной мере каждому пользоваться достижениями науки, культуры и просвещения. Секретариат ЮНЕСКО находится в Париже. Официальным органом ЮНЕСКО является журнал «Le courrier» («Курьер ЮНЕСКО»), выходящий с 1948. Генеральным директором ЮНЕСКО до 1949 был Хаксли, до 1953 – мексик. министр иностранных дел и просвещения Хайме Торрес Боде, позже – директор библиотеки конгресса в Вашингтоне Лютер Эванс, с 1987 – Ф. Майор (Испания). ЮНЕСКО организует проведение исследований и научных конференций, стимулирует творческую деятельность, в том числе в сфере охраны Всемирного наследия; курирует специальные программы в области естественных наук (например, "Человек и биосфера"). Членами ЮНЕСКО являются более 160 государств.

Юность

стадия в течении жизни между детством и зрелостью, отмеченная появлением духовности, чертами становления личности, взрослой сексуальности и протекающая до полного взросления или окончательного отделения от семьи происхождения. В примитивном обществе переход во взрослое состояние часто отмечается обрядами посвящения или принятием молодых мужчин (и реже молодых женщин) в возрастные объединения. Однако именно в современном обществе, с его особым вниманием к молодежной культуре, созданной средствами массовой коммуникации, юность приобрела особенно важное значение. В отличие от более традиционных обществ, молодежи предстоит выбор карьеры, сексуальных партнеров, системы ценностных ориентаций, а также образа жизни. Поэтому юность – удивительно прекрасный период бурного проявления полноты человеческих качеств, а также время учебных экзаменов и вступления в трудовую деятельность, особых форм проведения досуга. Она может быть также временем сомнений в приобретенных ценностях и восстания против образа поведения родителей. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентаций ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям. Стремление к независимости, обостренное чувство самопознания и неопределенность относительно собственного "Я" могут к тому же приводить к психологическим кризисам и дисгармониям.

Юношеская психология

учение о психических особенностях подрастающего человека (см. Психология развития). Юношеская психология имеет дело преимущественно с молодыми людьми, находящимися в состоянии физического и душевного созревания; в европейских условиях это возраст от 12 до 21 года. Это прежде всего период развития человека, предшествующий половой зрелости, время наступления половой зрелости и вступления в мир взрослых (см. Генерация). Юношеская психология оказала большое влияние на методы воспитания. Корни ее восходят к 18 в., к Гердеру и Песталоцци; в 19 в. она была возрождена Прейером. В настоящее время находится под влиянием индивидуальной психологии.

Юридическая аксиология

Учение о ценностях в юриспруденции.

Юриспруденция

(правоведение), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом.

Юродивый

разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т. е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внешнеположенности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Ю. как особый вид Аскезы возникает в среде восточного монашества около 5 в. и складывается к У1 – У11 вв. Р. Х. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т. п. В Московской Руси Ю. получают наибольшую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божьей воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие Ю. почитаются еще при жизни.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21