Югославская
философия |
возникновение первых самостоятельных философских
школ в западных районах Югославии, распавшейся в настоящее время на ряд
самостоятельных государств, датируется 15 в. Первоначально югослав, философия
испытывала сильное влияние схоластической традиции, выражавшейся в первую
очередь в противоборстве томизма и скотизма. У
истоков югослав, философии стояли Джурай Драгишич (G. Benignus de Salviatis, 1450-1520), Франжо Петрич (Franciscus Patricius, 1529- 1597),
Руджер Бошкович
(1711-1787) и Доситеж Обрадович
(1741 – 1811). Начиная с 19 в. развитие югослав, философии протекало под
влиянием западных философских течений: неотомизма, идеализма, позитивизма,
объективизма и феноменологии. Наиболее яркими представителями югослав,
философии этого периода были Божидар Кнежевич (1862
– 1905), Бранислав Петронижевич
(1873-1954), Владимир Дворникович (1883 – 1957),
Ст. Циммерман (1884), П. Вул-Павлович (1894) и Вл.
Филипович (1906). После окончания второй мировой войны господствующее
положение в югослав, философии занял марксизм, а позже –
экономическо-философские концепции «самоуправления». |
Юмор |
(лат. – влажность) – остроты, шутки и т.п., созданные в результате парадоксальных,
иронических социальных и языковых ситуаций, и их изображение в литературе, искусстве
и театре. Хотя юмор является универсальной особенностью человеческих обществ
и о нем имеется разнообразная литература, философское осмысление его природы
и роли в душевном (духовном), социальном и телесном здоровье человека еще
предстоит осуществить. Согласно античному учению, правильная мера
влажности, т.е. «здоровые соки» в человеке, достаточно обоснованное хорошее
настроение. Юмор видит в серьезном и великом незначительное и мелкое, не
порицая, однако, первого разрушительной критикой. И наоборот, в
противоречащем разуму юмор усматривает разумное. В противоположность сатире
он лишен остроты и опирается на серьезность, любовь и большую свободу духа.
Юмор по своей сути имеет глубокую связь с философской позицией. Юморист
всегда занимается метафизикой (Фр. Т. Фишер). Жан Поль в этом смысле говорит
о «юмористической тотальности» мировоззрения. Геффинг
отличает «большой юмор» как мировоззрение от «мелкого юмора» повседневности,
который, однако, не является ни мелким, ни неважным, напротив, в
повседневности он весьма способствует благоприятной совместной жизни людей.
Юмор – это основанная на большой силе характера высшая форма самоутверждения
по отношению к бессмысленности бытия и злого случая, по отношению к
человеческой злонамеренности. Юмор является также средством правильно познать
самого себя, не недооценивать и не переоценивать себя. Кто не может сам себя
сделать лучшим, тот, конечно, не из лучших (Гёте). |
ЮНЕСКО |
(Организация Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры) (UNESKO, United Nations Educational,
Scientific and Cultural Organisation), международная межправительственная
организация, специализированное учреждение ООН. Начала функционировать 16
февраля 1945 в Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с невежеством, за
свободный обмен мыслями независимо от государственных границ, за создание во
всем мире таких предпосылок, которые дали бы возможность в равной мере
каждому пользоваться достижениями науки, культуры и просвещения. Секретариат
ЮНЕСКО находится в Париже. Официальным органом ЮНЕСКО является журнал «Le courrier» («Курьер ЮНЕСКО»), выходящий с
1948. Генеральным директором ЮНЕСКО до 1949 был Хаксли, до 1953 – мексик. министр иностранных дел и просвещения Хайме Торрес Боде, позже – директор библиотеки конгресса
в Вашингтоне Лютер Эванс, с 1987 – Ф. Майор (Испания). ЮНЕСКО организует проведение исследований и научных
конференций, стимулирует творческую деятельность, в том числе в сфере охраны
Всемирного наследия; курирует специальные программы в области естественных
наук (например, "Человек и биосфера"). Членами ЮНЕСКО являются
более 160 государств. |
Юность |
стадия в течении жизни
между детством и зрелостью, отмеченная появлением духовности, чертами
становления личности, взрослой сексуальности и протекающая до полного взросления
или окончательного отделения от семьи происхождения. В примитивном обществе
переход во взрослое состояние часто отмечается обрядами посвящения или
принятием молодых мужчин (и реже молодых женщин) в возрастные объединения.
Однако именно в современном обществе, с его особым вниманием к молодежной
культуре, созданной средствами массовой коммуникации, юность приобрела
особенно важное значение. В отличие от более традиционных обществ, молодежи
предстоит выбор карьеры, сексуальных партнеров, системы ценностных
ориентаций, а также образа жизни. Поэтому юность – удивительно прекрасный
период бурного проявления полноты человеческих качеств, а также время учебных
экзаменов и вступления в трудовую деятельность, особых форм проведения
досуга. Она может быть также временем сомнений в приобретенных ценностях и
восстания против образа поведения родителей. В отношениях со сверстниками при
сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение
индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период
формирования нравственного сознания, выработки ориентаций ценностных и
идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.
Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при
неблагоприятных общественных или микросоциальных
условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким
переживаниям. Стремление к независимости, обостренное чувство самопознания и
неопределенность относительно собственного "Я" могут к тому же
приводить к психологическим кризисам и дисгармониям. |
Юношеская
психология |
учение о психических особенностях подрастающего
человека (см. Психология развития). Юношеская
психология имеет дело преимущественно с молодыми людьми, находящимися в
состоянии физического и душевного созревания; в европейских условиях это
возраст от 12 до 21 года. Это прежде всего период развития человека,
предшествующий половой зрелости, время наступления половой зрелости и
вступления в мир взрослых (см. Генерация).
Юношеская психология оказала большое влияние на методы воспитания. Корни
ее восходят к 18 в., к Гердеру и Песталоцци; в 19 в. она была возрождена Прейером. В настоящее время находится под влиянием индивидуальной
психологии. |
Юридическая
аксиология |
Учение о ценностях в юриспруденции. |
Юриспруденция |
(правоведение), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные
отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и
политической системы общества в целом. |
Юродивый |
разряд святых подвижников,
избравших особый подвиг – юродство, т. е. облик безумия, принимаемый ради
"поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и
служения Христу через свидетельствование о внешнеположенности
Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Ю. как особый вид Аскезы
возникает в среде восточного монашества около 5 в. и складывается к У1 – У11
вв. Р. Х. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее
изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом
безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и
побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов,
их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие
днем и т. п. В Московской Руси Ю. получают наибольшую социальную значимость,
они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божьей воли.
Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие Ю.
почитаются еще при жизни. |
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21