Главная

Тестовые вопросы по теме «Немецкая классическая философия»

 

- Основным добродетелями человека по Канту является:

а) разумность, свобода           

б) преданность делу пролетариата     

в) вера, надежда, любовь, совесть      

г) мудрость, справедливость, мужество         

 

- Представителем Немецкой классической философии является:

а) Ж. Ламетри

б) П. Фейерабент        

в) И. Фихте     

г) Р. Декарт     

 

- Укажите автора данного суждения «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

а) Д. Юм                     

б) И. Фихте                 

в) И. Фихте                 

г) Г. Гегель     

 

- Определите время возникновения Немецкой классической философии:

а) конец XIX в.                       

б) середина XX в                    

в) середина XYIII в                

г) начало XY в

 

- Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":

а) Кант, 

б) Фихте, 

в) Гегель, 

г) Фейербах

 

- Что, по Гегелю, является объективным, идеальным началом, выступающим субъектом развития, творцом мира? 

а) Идея;

б) Душа;

в) Дух.

 

- Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю – это …

а) Логика;

б) Вера;

в) Опыт.

 

- Кому принадлежит труд «Философия права»?

а) Канту;

б) Гегелю;

в) Шеллингу.

 

- Кто автор произведения «Критика чистого разума»?

а) Кант;

б) Фейербах;

в) Гегель.

 

- Какой является способность образования понятий, суждений, правил, по Канту?

а) Эмпирическая;

б) Априорная;

в) Теоретическая.

 

- Период деятельности Канта, характеризующейся работой «Всеобщая естественная история и теория неба» - это …

а) Докритический;

б) Критический;

в) Послекритический.

 

- Что является, по Канту, субъективным принципом нравственности?

а) Вера;

б) Любовь;

в) Долг.

 

- Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее «конца», т.е. предполагаемых результатов – это …

а) Гегеля;

б) Кант;

в) Фейербах.

 

- Представителем немецкой классической философии, основавшимся на позициях антропологического нравственно-природного разума, является …

а) Фейербах;

б) Гегеля;

в) Шеллинга.

 

- Чьим последователем является Фихте?

а) Гегеля;

б) Шеллинга;

в) Канта.

 

- Философия Фейербаха – это …

а) Вульгарный материализм;

б) Антропологический материализм;

в) Механистический материализм.

 

- Какой период охватывает немецкая классическая философия?

а) 1765 – 1775 гг.;

б) 1770 – 1872 гг.;

в) 1780 – 1905 гг.

 

- Кто является автором «категорического императива»?

а) И. Кант;

б) Г. Гегель;

в) Ф. Шеллинг.

 

- Что называется у Канта «априорными формами чувственности»?

а) категории рассудка

б) пространство и время

в) зрение и слух

г) атомы и пустота

 

- Как у Канта называются неразрешимые противоречия, в которые впадает человеческий разум?

а) антагонизмы

б) коллизии

в) апории

г) антиномии

 

- Что такое «чистый разум» у Канта?

а) теоретическое мышление

б) природный ум

в) человеческое самосознание

г) сознание новорожденного

 

- В каком состоянии, по словам Канта, пребывает «республика ученых»?

а) мир и прогресс

б) депрессия и стагнация

в) революционная ситуация

г) бесправие и война

 

- Как у Канта называются вещь, которая является нашему сознанию?

а) феномен

б) ноумен

в) вещь в себе

г) фатаморгана

 

- Что первоначально означало греческое слово «диалектика»?

а) двуличие

б) искусство спора

в) театральное представление

г) магический ритуал

 

- Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

 

- По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;           

б) доставляет личное удовлетворение;              

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

 

- В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зре­ния:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

 

- Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;                                        

б) познанное эмпирически и рационально;                  

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

д) абсолютно непознаваемое.

 

- Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем;                          

б) Декартом;                       

в) Кантом;

г) Ницше;

д) Бэконом.

 

- Материалистическая концепция Л. Фейербаха получила название:

а) стихийный материализм;                 

б) наивный материализм;                     

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

д) антропологический материализм.

 

- Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;       

б) экзистенциальная;                             

в) материалистическая;

г) негативная;

д) метафорическая.

 

- По мнению Канта, "вещь в себе" – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания:

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей".

 

- По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформули­рованный Кантом.

 

- С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:

а) идею саморазвития;                                                          

б) невозможность познания истины;                                 

в) связь чувственного и рационального познания;

г) существование бога;

д) отсутствие бога.

 

- В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;                 

б) материалистический и диалектический;  

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.

 

- Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время;            

б) пространство и мышление;    

в) бытие и время;

г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.

 

- Помимо явлений Кант выделяет:

а) "мир вещей в себе";                 

б) "мир сознания в себе";           

в) "мир чувств в себе";

г) "мир идей в себе";

д) "бога в себе".

 

- Книга И.Канта «Критика практического разума» посвящена…

а) Философии техники

б) Экономической теории

в) Этике

г) Эстетике

 

- Согласно учению Канта, время – это …

а) Атрибут материи

б) Априорная форма чувственности

в) Ожидающе-удерживающая актуализация

г) Растяжение души

 

- Кто из философов ввел в философию термин "категорический императив"?

а) И. Кант;

б) Г.Ф. В. Гегель;

в) Ф. Ницше;

г) А. Камю.

 

- Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи. Чья позиция выражена в этом тезисе?

а) Фейербах

б) Лейбниц

в) Гегель

г) Кант

 

- Кому принадлежат слова: «Мы должны исходить из «Я», из эмпирического, телесного индивида, но не для того, что бы застрять на этом… а что бы от него подняться к человеку»?

а) Сократ

б) Фейербах

в) Энгельс

г) Гегель

 

- Кто из перечисленных философов впервые изложил целостную философскую теорию диалектики?

а) Гераклит

б) Кант

в) Маркс

г) Гегель

 

- Последней в хронологической по­следовательности была ...

а) немецкая классическая философия

б) новоевропейская философия

в) философия марксизма

 

- Укажите, как можно квалифицировать взгляды Л. Фейербаха на: 

а) социальную реальность

б) материализм  

в) идеализм

 

- Основоположником немецкой классической философии является ....

а) Г. Фихте

б) И. Кант

в) Л. Фейербах

 

- Представителем немецкой классичес­кой философии является

а) К. Маркс

б) Ф. Энгельс

в) Ф. Шеллинг

г) П. Гольбах

 

- Центральной проблемой немецкой классической философии является…

а) Проблема первоначала               

б) Проблема тождества субъекта и объекта

в) Вопрос об отношении человека и Бога      

г) Структура человеческой психики

 

- Философия Гегеля — это:

а) реализм;                                                       

б) абсолютный объективный идеализм;      

в) материализм;

г) эмпиризм;

д) трансцендентальный идеализм.

 

- По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных ве­щей;

д) первичны по отношению к материи.

 

- Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализация свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

 

- В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

 

- Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

а) становление свободного человека;            

б) самоцельное становление свободы;          

в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

 

- Что Гегель в своей докторской диссертации объявил «критерием истинности»?

а) факты опыта

б) аксиомы рассудка

в) практика

г) противоречие

 

- Что Гегель считал последним, высшим феноменом мирового духа?

а) религия

б) право

в) мораль

г) логика

 

- К какой школе относится гегелевская философия?

а) материалистическая

б) идеалистическая

в) дуалистическая

г) метафизическая

 

- Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:

а) "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай".

б) "Всякий перед всеми за всех виноват".

в) "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства".

 

- Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:

а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

г) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перводвигатель".

 

- Кантовское понятие "априори" означает:

а) неразрешимое противоречие;

б) опытное знание;

в) внеопытное знание;

г) отрицание возможности познания мира

 

- Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:

а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.

б) Религия - это опиум для народа.

в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.

г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.

 

- Характерная черта философии Гегеля, которую отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения":

а) скептицизм, 

б) рационализм, 

в) материализм, 

г) диалектика

 

- Термины, характеризующие философию Канта:  (укажите все правильные варианты)

а) абсолютная идея, 

б) антиномия, 

в) императив, 

г) апория,

 

- Представители немецкой классической философии:

а) Кант

б) Шпенглер

в) Ницше

г) Гегель

д) Гольбах

 

- Установите соответствие между перечисленными ниже идеями и их авторами – представителями немецкой классической философии:

а) идея познавательной активности субъекта;                                                         1) Кант

б) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;                   2) Гегель

в) систематика законов и категорий диалектики                                                     3) Фейербах

 

- Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:

а) развития

б) познания

в) бытия

г) морали

 

- Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

а) Гегель

б) Кант

в) Фейербах

г) Шеллинг

 

- Представитель немецкой классической философии - сторонник материализма и атеизма:

а) Фейербах

б) Кант

в) Фихте

г) Гегель

 

- Гегель – представитель:

а) объективного идеализма,

б) субъективного идеализма,

в) метафизического материализма,

г) диалектического материализма.

 

- Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:

а) Гегеля

б) Фейербаха

в) Шеллинга

г) Канта

 

- Понятие, характеризующее философию Гегеля:

а) апория

б) вещь в себе

в) абсолютная идея

г) утопия

 

- Основатель классической немецкой философии: 

а) Иммануил Кант; 

б) Готфрид Лейбниц; 

в) Христиан Вольф; 

г) Иоганн Гердер.

 

- Произведение Канта: 

а) «Критика чистого разума»; 

б) «Исследование свойства и причины богатства народов»; 

в) «Воспитание человеческого рода»; 

г) «Система трансцендентального идеализма».

 

- Исходные вопросы в философии Канта: (укажите все правильные варианты)

а) что я могу знать? 

б) что я должен делать? 

в) что есть моя конечная цель? 

г) на что я могу надеяться?

 

- Кант считал, что человек наделён изначально _______ природой: 

а) разумной; 

б) свободной; 

в) творческой; 

г) нравственной.

 

- Немецкий философ утверждавший, что Разум конструирует объекты: 

а) Кант; 

б) Фихте; 

в) Шеллинг; 

г) Гегель.

 

- Периоды в творчестве Канта: 

а) логический и диалектический; 

б) метафизический и онтологический; 

в) герменевтический и логический; 

г) докритический и критический.

 

- По Канту, знание нравственного закона: 

а) обусловлено образованием; 

б) дается в эмпирическом опыте; 

в) является результатом воспитания; 

г) дано каждому доопытно.

 

- Предмет и явление, данные в восприятии познающего субъекта (по Канту): 

а) вещь в себе; 

б) феномен; 

в) ноумен; 

г) синтез.

 

- Немецкий философ – автор диалектического учения о противоречии как движущем принципе бытия, мышления и познания: 

а) Гегель; 

б) Фихте; 

в) Кант; 

г) Фейербах.

 

- Общая структура философии, предложенная Гегелем: 

а) логика, философия природы, философия духа; 

б) логика, онтология, гносеология; 

в) учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии; 

г) аксиология, гносеология, онтология.

 

- Немецкий философ, систематизатор идеалистической диалектики: 

а) Георг Гегель; 

б) Артур Шопенгауэр; 

в) Фридрих Ницше; 

г) Освальд Шпенглер.

 

- Важнейший фактор истории, который определяет общий характер образования и духовной зрелости (по Иоганну Гердеру): 

а) новаторство; 

б) миф; 

в) язык; 

г) традиция.

 

- Составные части философии Фридриха Шеллинга: (укажите все правильные варианты)

а) философия мифологии; 

б) философия мистики; 

в) философия религии; 

г) философия науки.

 

- Природа в философии Фихте: 

а) объективная реальность; 

б) отчужденный продукт «Я»; 

в) противостоящее «не-Я»; 

г) трансцендентное «Оно».

 

- Верно ли утверждение, что историческое значение гносеологии Канта заключается в обосновании безграничности возможностей научного познания?

а) да

б) нет

в) справедливо в отношении естествознания

г) справедливо в отношении социогуманитарных наук

 

- Впервые в науке и философии Иммануил Кант (1724-1804) поставил вопрос:

а) о возможностях познавательных способностей субъекта;

б) о социальном прогрессе, о наилучшем общественном устройстве;

в) о разработке универсального метода познания естественных наук, которым смогли бы руководствоваться учёные всех отраслей знания;

г) о сложности объекта познания философии.

 

- По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

 

- В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

 

- И.Г. Фихте (1762-1814) попытался вывести всё разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала:

а) Мирового Духа;

б) Абсолютного Духа;

в) Бога, ежесекундно творящего мир посредством собственной воли;

г) некоего абсолютного субъекта, наделённого бесконечной активной деятельностью, который творит мир.

 

- В учении Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) природа, общество, человек, Вселенная порождены:

а) косной материей;

б) сверхчеловеком;

в) Абсолютной Идеей;

г) Богом.

 

- Последний представитель немецкой классической философии, философ-материалист, Людвиг Фейербах (1804-1872), в центр своего учения поставил:

а) человека, как природное, психофизическое существо;

б) утопический проект замкнутого «торгового государства»;

в) объективно существующую, но неведомую, непознаваемую основу всех чувственно воспринимаемых и мыслимых предметов;

г) науку о науке – «наукоучение».

 

- В творчестве Канта выделяются периоды....

а) логический и практический

б) идеалистический и материалистический

в) метафизический и диалектический

г) доктрический и критический

 

- Центральная проблема философии И.Канта - это...

а) исследование предельных основ бытия

б) анализ саморазвития абсолютной идеи

в) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей

г) исследование движущих сил развития история

 

- "Ощущения без понятий слепы, а понятие без ощущений пусты",-считал…

а) Н.Макиавели

б) У.Оккам

в) Демокрит

г) И.Кант

 

- Суждение в котором выражен смысл категорического императива И.Канта,-…

а) "человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей"

б) "человек человеку – друг, товарищ и брат"

в) "человек человеку - волк"

г) "человек человеку - бог"

 

- Согласно учению Канта время – это …

а) ожидающе - удерживающая актуализация 

б) растяжение души

в) априорная форма чувственности 

г) чувствилище Бога

 

- Книга И. Канта «Критика практического разума» посвящена…

а) философии техники 

б) этике 

в) экономической теории 

г) эстетике

 

- Гегелем разработаны основные законы...

а) механики 

б) диалектики 

в) антропологии

г) религии

 

- К диалектическим законам Гегеля не принадлежит…

а) закон исключенного третьего

б) закон единства и борьбы противоположностей

в) закон перехода количественных изменений в качественные

г) закон отрицания

 

- Воля отождествляется с "неисповедимыми силами" космической первоосновы мира в философии...

а) Ф.Шеллинга 

б) Г.Фихте 

в) А.Шопенгауэра

г) Ф.Гегеля

 

- Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии…

а) Р. Декарта

б) К. Маркса 

в) Аристотеля 

г) А. Шопенгауэра

 

- Кто из немецких философов проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":

а) Кант, 

б) Фихте, 

в) Гегель, 

г) Фейербах?

 

- Философ, автор «Критики чистого разума»:

а) Г. В. Ф. Гегель;

б) И. Кант;

в) Б. Спиноза;

г) Р. Декарт.

 

- В философии И. Канта «вещь в себе» - это:

а) синоним понятий «Бог», «Высший Разум»;

б) то, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается;

в) неизвестная первопричина мироздания;

г) то, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано.

 

- Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

а) софистика;

б) диалектика;

в) монадология;

г) гносеология.

 

- Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является:

а) Мировой Дух;

б) природа;

в) деятельность героев и вождей;

г) дух народов.

 

- Не является характерной особенностью немецкой классической философии:

а) стремление к полноте, системной стройности мысли;

б) рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»;

в) опора на разум как высший способ познания мира;

г) отрицание трансцендентного, божественного бытия.

 

- Какое из приведенных ниже положений соответствует нравственной позиции И.Канта?

а) "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай".

б) "Всякий перед всеми за всех виноват".

в) "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства".

 

- Какое из приведенных ниже положений соответствует гегелевскому пониманию источника развития?

а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

г) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перводвигатель".

 

- Из всех представителей немецкой классической философии только Л.Фейербах:

а) материалистом, 

б) идеалистом,

в) метафизиком,

г) диалектиком.

 

- Что означает кантовское понятие "априори":

а) неразрешимое противоречие;

б) опытное знание;

в) внеопытное знание;

г) отрицание возможности познания мира?

 

- Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит Л.Фейербаху?

а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.

б) Религия - это опиум для народа.

в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.

г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.

 

- Какую характерную черту философии Гегеля отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения":

а) скептицизм, 

б) рационализм, 

в) априоризм, 

г) диалектика?

 

- Какие из указанных ниже терминов характеризуют учение И.Канта:

а) абсолютная идея, 

б) антиномия, 

в) императив, 

г) апория,

д) априори,

е) наукоучение, 

ж) вещь в себе?

 

- Установите соответствие представителей немецкой классической философии и философских направлений:

Философские направления:                         Представители немецкой классической философии:

а) материализм;                                              1. Л.Фейербах;

б) субъективный идеализм;                          2. И.Фихте;

в) объективный идеализм.                            3. Ф.Шеллинг, 

                                                                         4. Г.Гегель.

 

- Некоторые новации классиков немецкой философии (конец XVIII - начало XIX в.в.) можно представить следующим перечнем:

а) идея познавательной активности субъекта;

б) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;

в) систематика законов и категорий диалектики.

Определите авторство этих идей, поставив им в соответствие имена философов: И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.

 

- Установите соответствие классиков немецкой философии и ключевых понятий их философской системы:

Ключевые понятия философских систем:                           Классики немецкой философии:

а) априори;                                                                               1) И. Кант,

б) “абсолютное Я”;                                                                 2) И. Фихте,

в) наукоучение;                                                                       3) Г. Гегель

г) категорический императив;

д) абсолютная идея;

е) антропологический материализм;

ж) мировой дух (разум).

 

- Установите соответствие работ классиков немецкой философии и их авторов:

Работы классиков немецкой философии:                       Авторы работ:

а) “Критика чистого разума”;                                           1) И.Кант;

б) “Феноменология духа”;                                                2) Г.Гегель;

в) “Наука логики”;                                                             3) Л.Фейербах.

г) “Сущность христианства”;

д) “Критика практического разума”.

 

- Как можно сформулировать суть главного гносеологического открытия И.Канта:

а) обоснование принципа отражения в познании;

б) введение категории “практика” в гносеологию;

в) суть научного познания заключается не в пассивном созерцании его предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, которые только и могут быть предметом науки;

г) обоснование значения опыта, научного эксперимента в познании?

Выберите правильное суждение.

 

- Выберете среди перечисленных ниже способностей те, которые выделил  И.Кант в своей теории познания:

а) чувственность,

б) рассудок,

в) разум,

г) память

д) мышления.

 

- Историческое значение гносеологии И.Канта заключалось в:

а) демонстрации границ возможностей научного познания;

б) обосновании безграничности возможностей человеческого разума;

в) обосновании принципиальной невозможности существования всеобщего и необходимого, т.е. закономерного или научного знания;

г) подчинении научного знания религии.

Укажите верное суждение.

 

- Из нижеприведенных суждений только два представляют собой формулировки И.Кантом категорического императива. Укажите, какие именно?

а) “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.”

б) “Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.”

в) “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.”

г) Поступай по принципу: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб.”

 

- В какой из своих работ И.Кант разрабатывает учение о морали (этику)?

а) “Всеобщая естественная история и теория неба”

б) “Критика чистого разума”

в) “Критика практического разума”

г) “Критика способности суждения”

 

- В “Критике чистого разума” И.Кант формулирует несколько антиномий, т.е. пар противоречащих друг другу суждений, которые либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы (“Мир имел начало во времени  - мир не имеет начала во времени”). Какова, по И.Канту, причина антиномичности разума:

а) следствие логических ошибок;

б) выход разума за пределы конечного опыта при рассуждении о всеобщем (мире в целом, Боге и пр.);

в) неумение пользоваться диалектическим методом;

г) недостаточность современного опыта, возможно, могущего быть восполненным в будущем по мере развития познания и практики?

 

- Выделите трактовку пространства и времени, отстаивавшуюся И.Кантом:

а) пространство и время являются всеобщими формами бытия материальных систем и процессов;

б) пространство и время суть априорные формы чувственности познающего субъекта;

в) пространство и время суть “упорядоченные системы рядов ощущений”;

г) пространство и время суть особые, самостоятельные природные объекты.

 

- Что означает в философии И.Г.Фихте категория “абсолютное Я”:

а) сознание человека;

б) общественное сознание;

в) не просто сознание человека, но творящая сила, “вместилище” окружающего мира, некая высшая субстанция, синтез “Я” и “не-Я”;

г) идеал развитого человека?

 

- Философию И.Г.Фихте можно охарактеризовать как:

а) материалистическую,

б) объективно-идеалистическую,

в) субъективно-идеалистическую,

г) диалектическую,

д) метафизическую,

е) агностическую,

ж) рационалистическую,

з) иррационалистическую.

Укажите верные характеристики философии И.Г.Фихте (3 пункта).

 

- Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики (3 пункта), которые применимы к философской системе Ф.Шеллинга:

а) материалистическая,

б) объективно-идеалистическая,

в) субъективно-идеалистическая,

г) диалектическая,

д) метафизическая,

е) агностическая,

ж) рационалистическая,

з) иррационалистическая.

 

- В чем именно в философской системе Ф.Шеллинга обнаруживается абсолютное тождество субъекта и объекта, природы и духа, осознание “мировой душой” самой себя:

а) в сознании человека;

б) в науке;

в) в искусстве и интеллектуальной интуиции;

г) в религии;

д) в морали?

 

- Установите соответствие ступеней развития духа в философии Г. Гегеля и форм, в которых находят воплощение эти ступени развития духа:

Ступени развития: I – объективный дух; II –субъективный дух; III – абсолютный дух.

Формы воплощения духа:

а) в сознании человека;

б) в семье, гражданском обществе, государстве;

в) в искусстве, религии, философии?

 

- Диалектический механизм развития любого объекта по Г.Гегелю включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые (терминология Гегеля): тезис - антитезис - ... .

Вставьте завершающее понятие.

 

- В чем Г.Гегель видел главный критерий исторического прогресса:

а) в нарастании сознания свободы, объективирующемся в государстве, праве, искусстве, религии, философии и пр.;

б) в уровне развития производительных сил;

в) в степени гуманности общественных отношений, “смягчении нравов”;

г) в степени демократичности политических порядков?

 

- Известный современный философ К.Поппер считал Г.Гегеля (наряду с Платоном) идейным вдохновителем политического тоталитаризма, сформировавшегося в ХХ веке во многих странах (Германии, Италии, СССР и др.). Какие социально-политические идеи Г.Гегеля дали тому основание? (Укажите два пункта.)

а) “Существование государства - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума...”.

б) Право - наличное бытие (воплощение) свободы.

в) Общие интересы выше частных; отдельный человек и его интересы могут быть принесены в жертву общему благу.

г) Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность.

д) Противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса.

е) Развитое государство предполагает разделение властей на законодательную, правительственную и власть государя (конституционного монарха).

 

- Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики, которые применимы к философии Л.Фейербаха:

а) материалистическая,

б) объективно-идеалистическая,

в) субъективно-идеалистическая,

г) метафизическая,

д) диалектическая,

е) агностическая,

ж) рационалистическая,

з) иррационалистическая.

 

- Что именно предлагал Л.Фейербах, раскрывая земные корни религии и ее иллюзорную сущность:

а) упразднить религию;

б) сохранить традиционную (христианскую) религию в качестве воспитателя нравственных чувств;

в) объединить все мировые религии в одну;

г) упразднить традиционную религию и заменить ее религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека.

 

- В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;                 

б) материалистический и диалектический;  

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.

 

- Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем;                          

б) Декартом;                       

в) Кантом;

г) Ницше;

д) Бэконом.

 

- Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;                                         

б) познанное эмпирически и рационально;                  

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

д) абсолютно непознаваемое.

 

- По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

 

- Помимо явлений Кант выделяет:

а) мир вещей в себе;

б) мир сознания в себе;

в) мир чувств в себе;

г) мир идей в себе;

д) бога в себе.

 

- По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) иллюзия;

д) интуитивное схватывание.

 

- Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время;

б) пространство и мышление;

в) бытие и время;

г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.

 

- По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных ве­щей;

д) первичны по отношению к материи.

 

- Кант обосновывает нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением име­ет характер прямой необходимости;

б) человек — это существо, способное к абсолютно сво­бодной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

 

- Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

 

- По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

 

- По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

 

- В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зре­ния:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

д) удовольствия.

 

- Философия Гегеля — это:

а) реализм;

б) абсолютный объективный идеализм;

в) материализм;

г) эмпиризм;

д) трансцендентальный идеализм.

 

- Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;       

б) экзистенциальная;                             

в) материалистическая;

г) негативная;

д) метафорическая.

 

- По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

а) материя;

б) сознание;

в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог;

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

 

- В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);                             

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;                     

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.

 

- В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

 

- Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

а) прогрессивное развитие науки;

б) самоцельное становление бога;

в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

 

- Философия Л. Фейербаха — это:

а) материализм;

б) идеализм;

в) рационализм;

г) натурализм;

д) эмпиризм.

 

- Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

д) антропологический материализм.

 

- Фейербах главным объектом познания считал:

а) природу;

б) бога;

в) человека;

г) познание;

д) общество.

 

- Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализацией свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

 

- «Новая этика и религия человека», к которой при­зывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) абсолюта;

г) любви;

д) бога.

 

- «Человек может познать только явления вещей в его сознании, сами же вещи остаются непознанными, „вещами в себе“», – считал:

а) Гегель

б) Кант

в) Маркс

 

- «Человек – самоцель, а не средство достижения цели» – это нравственный принцип философии:

а) Канта

б) Маркса

в) Фейербаха

 

- «Категорический императив» – это:

а) Термин философии марксизма

б) Понятие диалектики Гегеля

в) Моральный закон Канта

 

- «Мера нравственности определяется чувством долга», – считал:

а) Кант

б) Фейербах

в) Маркс

 

- «Когда речь идет о долге (деон), человек должен отказаться от счастья», – утверждал:

а) Гегель

б) Кант

в) Маркс

 

- «Причина развития находится в самом явлении, в борьбе внутрен- них противоположностей», – утверждал:

а) Гегель

б) Кант

в) Фейербах

 

- Первичным является мировой разум, а природа, общество и чело- век – его воплощение. Это идея:

а) Материализма

б) Объективного идеализма

в) Субъективного идеализма

 

- Кто утверждал: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

а) Гегель

б) Фейербах

в) Маркс

 

- Развил идеи диалектики и историзма:

а) Кант

б) Гегель

в) Фейербах

 

- Предложил принципы «категорического императива»:

а) Кант

б) Гегель

в) Фейербах

 

- «Человек создал Бога, а не Бог человека», – считал:

а) Фейербах

б) Гегель

в) Кант

 

- «Природа – это основание, на котором вырастают люди», – считал:

а) Гегель

б) Фейербах

в) Кант

 

- Л. Фейербах утверждал, что источник всех знаний – это:

а) Природа

б) Мировая идея

в) Собственный разум человека

 

- Определите основные черты немецкой классической философии:

а) преобладание метафизичности;

б) дуализм;

в) развитие идей диалектики;

г) рационализм.

 

- Немецкая классическая философия создала один из философских методов познания

а) метафизику

б) диалектику

в) материализм

г) идеализм

 

- Назовите парадигму, которой отвечает стиль мышления немецкой классической философии

а) деятельностная

б) созерцательная

 

- Какие проблемы волнуют И.Канта в докритический период его деятельности?

а) этические

б) антропологические

в) социальные

г) философия природы

 

- Кант отрицает возможность познания…

а) мира и явлений

б) природы

в) общества

г) «вещей в себе»

 

- Антиномии разума в гносеологии Канта – это…

а) суждения

б) понятия

в) гипотезы

г) неразрешимые противоречия

 

- «Категорический императив» в концепции Канта - это…

а) причинно-следственная связь

б) моральный закон

в) закон природы

г) субъективный взгляд человека

 

- Философский метод Гегеля является …

а) метафизическим

б) догматическим

в) скептическим

г) диалектическим

д) феноменологическим

 

- Философская система Гегеля является …

а) дуалистической

б) метафизической

в) монистической

г) диалектической

 

- Гегелем разработаны основные законы …

а) механики

б) метафизики

в) диалектики

г) антропологии

 

- Диалектика Гегеля – это…

а) диалектика природы

б) диалектика мыслительного процесса

в) диалектика истории

г) диалектика ощущений

 

- По своим онтологическим взглядам Гегель …

а) дуалист

б) субъективные идеалист

в) материалист

г) объективный идеалист

 

- По своим онтологическим взглядам Фейербах …

а) дуалист

б) субъективный идеалист

в) материалист

г) объективный идеалист

 

- Какой характер носит материализм Фейербаха?

а) диалектический

б) механистический

в) антропологический

г) вульгарный

 

- За что Фейербах критикует Канта?

а) за материализм

б) за метафизику

в) за агностицизм

г) за дуализм

 

- Законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицаний и смены качества открыл

а) Фихте

б) Шеллинг

в) Гегель

г) Фейербах

 

- Определите философскую позицию Л. Фейербаха

а) субъективный идеализм,

б) сенсуализм

в) диалектический материализм,

г) метафизический материализм.

 

- «Не Бог создал человека, а человек создал Бога в своём воображении и принял это воображение за реальность», - считал...

а) Ф.Энгельс

б) К.Маркс

в) Л.Фейербах

г) И.Кант

 

- Определите философскую позицию Г. Гегеля

а) субъективный идеализм

б) панлогизм

в) рационализм

г) объективный идеализм

 

- Укажите, как можно квалифицировать взгляды Л. Фейербаха на социальную реальность

а) материализм

б) идеализм

в) монизм

 

- Основоположником немецкой классической философии является ...

а) Г.Фихте

б) И.Кант

в) Л.Фейербах

г) К.Маркс

 

- Выделите основные понятия, характеризующие философию Г. Гегеля

а) категорический императив, явление, «вещь в себе»

б) модус, субстанция, монада

в) сомнение, интеллектуальная интуиция, дедукция

г) абсолютная идея, абсолютный дух, тождество мышления и бытия

 

- Выделите основные понятия, характеризующие философию И. Канта

а) категорический императив, явление, «вещь в себе»

б) модус, субстанция, монада

в) сомнение, интеллектуальная интуиция, дедукция

г) абсолютная идея, абсолютный дух, тождество мышления и бытия

 

- В чем выражается антропологический материализм Л. Фейербаха?

а) в трактовке человека как социального существа

б) в провозглашении человека центром мироздания

в) в понимании человека как высшего продукта природы

г) в рассмотрении человека как образа и подобия Бога

 

- Представителем немецкой классической философии является

а) К.Маркс

б) Ф.Энгельс

в) Ф.Шеллинг

г) П.Гольбах

 

- Философская позиция Ф.Фихте.

а) материалист

б) идеалист

в) эмпирик

 

- Учение Л. Фейербаха характеризуется как…

а) Антропологический материализм            

б) Стихийный материализм

в) Наивный материализм                                    

г) Механистический материализм

 

- Обоснование границ человеческого разума в познании мира было дано ….

а) Г. Гегелем      

б) Л. Фейербахом    

в) Ф. Энгельсом                    

г) И. Кантом

 

- Центральное понятие философии Гегеля...

а) Абсолютная идея                 

б) Мировая воля  

в) Бог       

г) Всеединство

 

- К вопросам, сформулированным И. Кантом и заключающим в себе высшие вечные интересы человеческого разума, относятся следующие … (укажите все правильные варианты)          

а) На что я могу надеяться?              

б) Что первично: бытие или сознание?

в) Что я должен знать?                       

г) Что я могу знать?

д) Конечен или бесконечен этот мир?

 

- В творчестве И. Канта выделяются два периода … (укажите все правильные варианты)                

а) критический                   

б) диалектический   

в) естественнонаучный     

г) докритический

 

- Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении...

а) «человек человеку бог»

б) «человек человеку друг, товарищ и брат»

в) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

г) «человек человеку волк»

 

- Антиномии Канта – это…

а) суждения

б) понятия

в) гипотезы

г) неразрешимые противоречия

 

- Философский метод Гегеля является …

а) метафизическим

б) догматическим

в) скептическим

г) диалектическим

д) феноменологическим

 

- Кто из перечисленных философов впервые сформулировал основные законы диалектики?

а) Гераклит

б) Маркс

в) Гегель

г) Шеллинг

 

- Кто из философов относится к агностикам?

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Дж. Локк;

г) Д. Юм;

д) Б. Спиноза;

е) Д. Беркли;

ж) П. Кант.

 

- В каком суждении выражены взгляды И. Канта?

а) люди, благодаря природным способностям достигают всякого знания;

б) мы обладаем априорными знаниями, без которых не обходится рассудок;

в) истина обеспечена мышлением;

г) только чувства могут дать истинное познание.

 

-  Источником развития Г.В.Ф. Гегель признавал:

а) внешний толчок;

б) воздействие одного тела на другое;

в) внутренние противоречия;

г) потребности и интересы человека.

 

- Установите соответствие философа философскому учению:

1. трансцендентальный идеализм;                     а) Гегель;

2. антропологический материализм;                 б) Кант;

3. абсолютный идеализм;                                   в) Шеллинг;

4. философия тождества;                                    г) Фейербах.

 

- Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Критика чистого разума»;                                      а) Гегель;

2. «О сущности христианства»;                                   б) Кант;

3. «Наука логики»;                                                         в) Шеллинг;

4. «Система трансцендентального идеализма»;         г) Фейербах.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21