Тестовые вопросы по теме «Философский смысл
проблемы бытия»
-
Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется:
а)
аксиологией;
б)
методологией;
в)
онтологией;
г)
антологией.
-
Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:
а)
феноменология,
б)
онтология,
в)
гносеология,
г)
аксиология,
д)
антропология
-
Открытие категории бытия принадлежит:
а)
представителям элейской школы (VI – V вв. до н. э.);
б)
философам эпохи Возрождения;
в)
русским религиозным философам первой половины XX в.;
г)
мыслителям французского Просвещения.
-
Под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши
органы чувств в учении:
а)
материалистов;
б)
объективных идеалистов;
в)
субъективных идеалистов;
г)
солипсистов.
-
За основу бытия общества Гегель принимает:
а)
идею справедливости;
б)
экономический фактор;
в)
географическую среду;
г)
абсолютный разум.
-
Философское учение, максимально сближающее понятия Бог и природа, называется…
а)
Идеализм
б)
Дуализм
в)
Деизм
г)
Пантеизм
-
Что такое «бытие»?
а)
наличие некоторой реальности в противовес нечто несуществующему;
б)
категория, отражающая динамику развития (существования) материальных объектов;
в)
категория, противопоставляющая материю и идею;
г)
независимое от сознания человека существование объективной реальности.
-
С именем, какого из античных философов, связана постановка проблемы бытия?
а)
Фалеса;
б)
Гераклита;
в)
Парменида;
г)
Протагора.
-
В субъективно-идеалистической трактовке в понятии бытия отражается:
а)
духовность человека;
б)
мировоззрение человека;
в)
сознание человека;
г)
чувственность человека.
-
Понимание бытия как философской категории, обозначающей объективную реальность,
данную человеку в ощущениях, копируемую, фотографируемую, отображающуюся и
существующую независимо от него характерно для:
а)
диалектического материализма;
б)
субъективного идеализма;
в)
объективного идеализма;
г)
солипсизма.
- Что
в философии традиционно противопоставляется феноменальному бытию?
а)
физическая реальность;
б) ноуменальное
бытие;
в)
объективная реальность;
г)
экзистенция.
-
По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а)
находятся в тесной взаимосвязи;
б)
существуют независимо друг от друга;
в)
являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г)
существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное
существование другой;
д)
являются иллюзией психики.
- Утверждение
существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит...
а)
Платону
б)
Аристотелю
в)
Протагору
г)
Пифагору
- Философская
позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия,
называется...
а)
скептицизмом
б)
провиденциализмом
в)
дуализмом
г)
плюрализмом
- Истинное
бытие, по Платону, есть
а)
мир эйдосов
б)
космос
в)
человеческое существование
г)
разум человека
- Форма
бытия, являющаяся главной в экзистенциализме - бытие
а)
неживой природы
б)
человека
в)
живой природы
г)
социальное
- Какому
философу - Гегелю, Марксу, Платону, Плотину - какая трактовка бытия принадлежит?
а)
Платон 1) бытие природы, в
действительности, - небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения
(начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б)
Маркс 2) бытие - объективная реальность,
независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся
- неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя
общественное
бытие;
в)
Гегель 3) бытие является вечным
саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи - природа; понятие
есть истина бытия;
г)
Плотин 4) бытие - это Единое,
которое есть все и ничто; оно - потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно
является ее причиной, оно эманирует, порождая все;
оно - прекраснейшее, совершенное.
- Какому
философу - Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Жан-Поль Сартру -
какое определение бытия принадлежит?
а)
Жан-Поль Сартр 1) бытие
есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует
его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден
быть свободным;
б)
Аврелий Августин 2) Бог и
только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее,
источник всякого бытия;
в)
Дж. Беркли 3) быть
- это быть воспринимаемым через посредство чувств;
ощущение и объект восприятия - одно и то же;
г)
Фома Аквинский 4) Бог есть предельно совершенная форма бытия,
подлинность, благородство, истинность.
- Бытие
есть Логос – космический разум. Это идея:
а)
Средневековья
б)
Античности
в)
Нового времени
-
Человек, его сознание, потребности, его жизнь – единственное, несомненное и
подлинное бытие. «Мыслю, следовательно, существую» – идеи:
а)
Античности
б)
Нового времени
в)
Марксизма
-
«В основе бытия лежит материя и ее свойства», – считает:
а)
Марксизм
б)
Идеализм
в)
Религия
-
Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в
категории:
а)
сущность;
б)
взаимодействие;
в)
бытие;
г)
субстанция.
-
Философская школа античности, представителем которой был введен в философию
термин «бытие»:
а)
элейская;
б)
милетская;
в)
пифагорейская;
г)
школа софистов.
- Фигура,
характеризующая бытие (по Пармениду):
а)
квадрат;
б)
шар;
в)
треугольник;
г)
прямоугольник.
-
Первоэлементы Мира в философии Древнего Китая: (укажите все правильные
варианты)
а)
металл;
б)
дерево;
в)
вода;
г)
огонь;
д)
камень;
е)
земля.
-
Субстанции, лежащие в основе Мира (по Эмпедоклу): (укажите все правильные
варианты)
а)
огонь;
б)
вода;
в)
воздух;
г)
металл;
д)
земля.
-
Философское учение о ценностях называется:
а)
гносеология;
б)
онтология;
в)
аксиология;
г)
праксиология.
-
Античным философом, в учении которого бытие предстает, как совокупность
множества неделимых материальных частиц – атомов был:
а)
Пифагор;
б)
Аристотель;
в)
Платон;
г)
Демокрит.
-
Открытие категории бытия принадлежит:
а)
представителям элейской школы (6 – 5 вв. до н. э.)
б)
философам эпохи Возрождения;
в)
русским религиозным философам первой половины 20 в.
г)
мыслителям французского Просвещения.
-
Под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши
органы чувств в учении:
а)
материалистов;
б)
объективных идеалистов;
в)
субъективных идеалистов;
г)
солипсистов;
- Досократическая философия представлена какими философами:
а)
Кант, Гегель, Маркс
б)
Платон, Аристотель, Сенека
в)
Декарт, Лейбниц, Спиноза
г)
Гераклит, Пифагор, Демокрит
-
С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает:
а)
бог;
б)
природа;
в)
человек;
г)
общество.
-
В основе средневековой онтологии лежит идея:
а)
творения;
б)
откровения;
в)
эволюции;
г)
множественности миров.
- Крупнейшим
представителем античного неоплатонизма понимавшего в качестве высшей ступени
бытия божественное «Единое» - первоначало, лишенное всяких
свойств был:
а)
Лукреций;
б)
Ориген;
в)
Сенека;
г)
Плотин.
-
В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является:
а)
бог;
б)
материя;
в)
энергия;
г)
вещество.
-
За основу бытия общества Гегель принимает:
а)
идею справедливости;
б)
экономический фактор;
в)
географическую среду;
г)
абсолютный разум.
-
Под движением в философии принято понимать:
а)
только перемещение тел в пространстве;
б)
исключительно обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни;
в)
взаимное превращение элементарных частиц;
г)
любые изменения вообще.
- Философская
концепция, согласно которой мир имеет одно основание, называется:
а)
плюрализм;
б)
монизм;
в)
дуализм;
г)
агностицизм.
-
Концепцию бытия, как совокупности множества субстанций – монад, разработал:
а)
Г.Лейбниц;
б)
Б.Спиноза;
в)
Т.Гоббс;
г)
Дж.Локк.
-
Наиболее ярким представителем античного объективного идеализма, разработавшим
концепцию истинного бытия как сверхчувственного мира чистых сущностей -
«эйдосов» является:
а)
Диоген Синопский;
б)
Платон;
в)
Эмпедокл;
г)
Аристотель.
-
Современные представления о бытии отождествляют его со (с) …
а)
Всем, что можно почувствовать
б)
Всеми материальными объектами
в)
Всем существующим
г)
Жизнью отдельного человека
-
Первоначало, первопричина и носитель всего существующего – это...
а)
Природа
б)
Вселенная
в)
Субстанция
г)
Элементарные частицы
- Философская
позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия,
называется...
а)
Дуализмом
б)
Провиденциализмом
в)
Скептицизмом
г)
Плюрализмом
-
Философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое
мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и
противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию – это:
а)
Монада
б)
Атом
в)
Дух
г)
Абсолют
-
Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них – это:
а)
Материя
б)
Монада
в)
Атом
г)
Идея
-
К сферам бытия не относится:
а) Природа
б)
Вселенная
в)
Общество
г)
Сознание
-
Вычеркните выпадающее из логического ряда понятие. Сферы материального мира:
а)
Неживая природа
б)
Живая природа
в)
Общество
г)
Вода
-
Д. Юм считал недоказуемым существование …
а)
данных опыта
б)
причинно-следственных связей
в)
веры
г)
психических ассоциаций
-
Развитием, с точки зрения диалектики, является…
а)
Циклическое движение
б)
Любое изменение
в)
Количественное изменение в структуре объекта
г)
Необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира
-
Все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все имеющее внутренний
потенциал к реализации в будущем - это:
а)
Абсолютное бытие
б)
Наличное бытие
в)
Идеальное бытие
г)
Истинное бытие
-
Суждения, являющиеся философскими:
а)
материя - это вещество, поле, плазма, вакуум;
б)
материя - это совокупность объектов, обладающих массой
и энергией;
в)
материя - это объективная реальность, данная нам в
ощущениях;
г)
материя - это инобытие абсолютной идеи
- Мир
имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …
а)
Монизм;
б)
Дуализм;
в)
Деизм.
-
Что означает термин «онтология»?
а)
Учение о сущем;
б)
Учение о человеке;
в)
Учение о познании.
-
Философское понятие для обозначения всего сущего – это …
а)
Природа;
б)
Материя;
в)
Бытие.
-
Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия?
а)
В эпоху средних веков |
1)
бытие –
духовно. |
б)
В эпоху Возрождения |
2)
бытие – это материя. |
в)
В философии Гегеля |
3)
подлинное бытие есть «абсолютная идея». |
г)
Марксистcкой философии |
4)
бытие рассматривалось как физическая реальность, природа. |
д)
Русской религиозной философии |
5)
бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. |
-
Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и
отношения реальности – это …
а)
Атом;
б)
Категория;
в)
Субстанция.
-
Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия.
а)
Парменид |
1)
бытие есть идея |
б)
Гераклит |
2)
бытие есть атом |
в)
Демокрит |
3)
бытие пронизано борьбой противоположностей |
г)
Платон |
4)
бытие – это сущее |
-
Начиная с античности, понятие «Бытие» понималось как окружающий человека мир. В
каком веке данное понимание стало характеризовать еще и внутренний мир человека
– «субъективный мир»?
а)
11 в.
б)
15 в.
в)
19 в.
-
Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее
возникновение материи из духа или подчиняющий ему материю – это …
а)
Объективный идеализм;
б)
Субъективный идеализм;
в)
Солипсизм.
-
Существующее независимо от чего другого – это …
а)
Атомы;
б)
Субстанция;
в)
Идея.
-
Соотнесите философские направления и их представителей.
а)
Идеалистический монизм |
1)
Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза |
б)
Материалистический монизм |
2)
Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин |
в)
Пантеистический монизм |
3)
Платон, Аристотель, Августин, Гегель |
-
Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций.
а)
Материалистический монизм |
1)
существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой |
б)
Идеалистический монизм |
2)
существует одна субстанция – идеальное начало |
в)
Пантеистический монизм |
3)
существует одна субстанция – материя |
- Какое
направление утверждает, что существует множество исходных оснований и начал
бытия?
а)
Материализм;
б)
Плюрализм;
в)
Рационализм.
-
Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или
процесса – это …
а)
Протяженность;
б)
Отражение;
в)
Временность.
-
Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в
результате количественных изменений – это …
а)
Скачок;
б)
Прыжок;
в)
Разрыв.
-
Действительность, сфокусированная в сознании субъекта – это …
а)
Объективная реальность;
б)
Субъективной реальностью;
в)
Реальностью подсознания.
-
Действительность, существующая вне человеческого сознания, называется…
а)
Диалектической реальностью;
б)
Субъективной реальностью;
в)
Объективной реальностью.
- Длительность
существования вещей и процессов – это …
а)
Промежуток;
б)
Время;
в)
Скачек.
-
Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи.
а)
В эпоху средних веков |
1)
материя - объективная реальность |
б)
В эпоху Возрождения |
2)
материя – это субстанция |
в)
В эпоху Нового времени |
3)
материя – совокупность физических сил |
г)
Современное представление |
4)
материя производна от Духа |
-
Чему присуще отражение?
а)
Всей природе;
б)
Всему человечеству;
в)
Всей материи.
- Соотнесите
философский подход и соответствующее понимание материи.
а)
Материалистический подход |
1)
понятие «материя» ложно |
б)
Объективно-идеалистический подход |
2)
материя есть продукт человеческого сознания |
в)
Субъективно-идеалистический подход |
3)
материя есть порождение абсолютного духа |
г)
Позитивистский подход |
4)
материя есть основа бытия |
-
Определите соответствие между основными формами движения материи и их
сущностью.
а)
Социальная |
1)
движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов |
б)
Механическая |
2)
сложные взаимодействия молекул |
в)
Биологическая |
3)
существование и развитие живых организмов |
г)
Химическая |
4)
перемещение тел в пространстве |
д)
Физическая |
5)
вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни |
-
Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:
а)
античность,
б)
Средневековье,
в)
эпоха Возрождения,
г)
эпоха Просвещения.
- Философская
школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:
а)
афинская,
б)
элейская,
в)
стоицизм
г)
эпикуреизм
-
Форма бытия, тенденции развития которой выражают следующие понятия - «технологизация», «институциализация»,
«глобализация»:
а)
бытие природы,
б)
бытие социального,
в)
бытие духовного (идеального).
-
Способность к эволюции (развитию) отличает:
а)
мир неживой природы,
б)
мир живой природы,
в)
мир социальный,
г)
все перечисленные объекты.
-
Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:
а)
эстетика
б)
метафизика
в)
диалектика
г)
синергетика
-
Категория «бытие» вводится в философский обиход:
а)
Парменидом;
б)
Ж.П. Сартром;
в)
Аристотелем;
г)
Буддой.
- Понятие
… обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах
существования предметов и явлений.
а)
пространство;
б)
время;
в)
сознание;
г)
субстанция.
-
Восприятие мира, каков он есть в ощущении, называется бытием:
а)
ноуменальным
б)
духовным
в)
феноменальным
г)
социальным
-
Огонь как субстанцию выделил:
а)
Зенон
б)
Анаксимандр
в)
Анаксимен
г)
Гераклит
-
Идеи об естественных началах – огне, воздухе, свете, времени, разработаны в:
а)
Древнем Китае
б)
Вавилоне
в)
Древней Индии
г)
Древней Греции
-
Учение о монадах в 1714 году создал:
а)
Д. Бруно
б)
Г. Лейбниц
в)
Б. Спиноза
г)
Аристотель
-
Учение об уровнях бытия впервые создал:
а)
Аристотель
б)
Гераклит
в)
И. Кант
г)
Э. Гуссерль
-
Экзистенциализм основополагающей основой бытия признавал бытие:
а)
природы
б)
человека
в)
социального
г)
материального
-
Общая материальная основа явлений:
а)
Бог
б)
субстрат
в)
субстанция
г)
идея
-
В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций
лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые:
а)
признают первичность одного из двух начал – материального или идеального;
б)
считают равноправными как материальное, так и идеальное начала;
в)
утверждают необходимость учёта множественности факторов (начал), определяющих
развитие мира;
г)
варианты б и в верны.
-
Основными формами бытия являются:
а)
«взаимодействие между материей и информацией», «выделение и сохранение
единства»;
б)
материальное, идеальное, человеческое, социальное;
в)
объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное;
г)
сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное.
-
Бытие означает существование:
а)
материи;
б)
человека;
в)
объективной и субъективной реальности;
г)
каждой отдельной вещи.
-
Что такое «материя»?
а)
совокупность всех вещей;
б)
философская категория для обозначения объективной реальности;
в)
то, из чего состоят вещи;
г)
совокупность свойств, предметов и явлений.
-
В чём отличие «бытия» и «материи»?
а)
это одно и то же;
б)
материя – сами вещи, а бытие – их существование;
в)
материя может быть, а может и не быть, бытие же всегда есть;
г)
бытие – существование двух реальностей, а материя – это объективная реальность.
-
В философии под движением понимается:
а)
одно из важных свойств материи;
б)
любые изменения и взаимодействия;
в)
способность вещи перемещаться в пространстве;
г)
любое поступательное развитие.
-
В чём различие между движением и развитием:
а)
развитие – разновидность движения, при котором происходят качественные
изменения системы под воздействием внутренних противоречий;
б)
развитие - это направленность движения;
в)
различий нет;
г)
движение – это сторона развития.
-
Как взаимосвязаны между собой «материя», «пространство», «время»:
а)
пространство и время предшествуют материальным процессам;
б)
они существуют самостоятельно, независимо друг от друга;
в)
пространство и время – понятия, образованные нашим сознанием;
г)
пространство и время – формы существования материи.
-
Имеет ли смысл фраза «За пределами Вселенной»:
а)
имеет, так как за Вселенной что-то должно быть;
б)
не имеет, поскольку мы ничего не знаем о границах Вселенной;
в)
в мире всё конечно, и Вселенная не является исключением;
г)
это бессмыслица, так как Вселенная бесконечна, она не имеет предела.
-
В чём основное различие материального и идеального:
а)
идеальное производно от материального, материальное не может существовать
независимо от идеального;
б)
различия нет;
в)
идеальное – продукт мозга, а материальное находится за пределами мозга;
г)
материальное – символ, который отражает ощущения.
-
Какое из приведённых суждений верное?
а)
мысль - продукт мозга, субъективный образ объективного мира;
б)
мысль может существовать независимо от мозга и вне его;
в)
мысль – это биотоки мозга;
г)
мысль присуща материи.
-
Проблемы бытия рассматривает:
а)
онтология;
б)
гносеология;
в)
аксиология;
г)
этика.
-
Идеалом для этики ненасилия является…
а)
абсолютная свобода
б)
принцип всеобщего равенства
в)
принцип творчества
г)
принцип человеколюбия
-
Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, являются… (укажите все
правильные варианты)
а)
ценности
б)
потребности
в)
природные инстинкты
г)
географические факторы
д)
социальные нормы
-
В политической сфере процессы глобализации выражаются в…
а)
создании международных организаций и союзов
б)
появлении новых демократических государств
в)
исчезновении противоречий между отдельными государствами
г)
росте числа национально-этнических конфликтов
-
Сознание и бессознательное… (укажите все правильные варианты)
а)
изолированы друг от друга
б)
являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической
реальности человека
в)
абсолютно противоположны;
г)
взаимодействуют между собой и способны достигать единства
д)
взаимосвязаны
-
Онтологией в философии называется учение о …
а)
бытии;
б)
Боге;
в)
законах мышления;
г)
морали и нравственности;
-
Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии ________
периода.
а)
досократического
б)
эллинистического
в)
классического
г)
позднего классического
-
Согласно Ф. Аквинскому, бытие и сущность…
а)
совпадают в Боге
б)
никогда не совпадают
в)
совпадают в человеке
г)
совпадают в природных явлениях
-
Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется …
а)
миром
б)
Вселенной
в)
материей
г)
природой
-
Пространство есть порядок вещей считает __________ концепция.
а)
субстанциональная
б)
объективно-идеалистическая
в)
реляционная
г)
субъективно-идеалистическая
-
Согласно теизму, материя сотворена, и поэтому не является …
а)
модусом
б)
интенцией
в)
субстратом
г)
субстанцией
-
Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных,
однородных формах бытия было высказано …
а)
Н. Кузанским
б)
И. Ньютоном
в)
Ф. Бэконом
г)
К. Марксом
-
Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерный для …
а)
Марксизма
б)
Позитивизма
в)
Экзистенциализма
г)
Структурализма
-
Придавать смысл вещам и процессам может:
а)
все, существующие в природе существа
б)
само их существование
в)
лишь человек
г)
природа, взятая вне человека
-
Источником содержания сознания для материалистов выступает
а)
Бог
б)
объективный мир
в)
бессознательное
г)
ощущение
-
Христианское понимание смысла жизни заключается в …
а)
спасении
б)
материальном обогащении
в)
преобразовании мира
г)
накоплении знаний
-
Согласно марксизму свобода – это…
а)
осознанная и практически освоенная необходимость
б)
деятельность, не влекущая за собой ответственность
в)
деятельность, опирающаяся на разум
г)
полная независимость от обстоятельств
-
Эсхатология – это…
а)
философское учение о первоначалах мира
б)
учение о познании
в)
христианское учение о конце истории
г)
учение о сознании
-
Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности,
организованности, сложности характеризуют как…
а)
движение
б)
прогресс
в)
онтогенез
г)
регресс
-
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя
всеобщими законами, впервые сформулированными…
а)
Аристотелем
б)
Декартом
в)
Гегелем
г)
К.Марксом
-
Различные исследования будущих состояний общества называются…
а)
футурологией
б)
эсхатологией
в)
футурошоком
г)
футуризмом
-
Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться…
а)
риторика
б)
религия
в)
право
г)
наука
-
Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть…
а)
скептицизм
б)
эволюционизм
в)
прагматизм
г)
нигилизм
-
Вся совокупность существующих на Земле живых организмов, называется…
а)
биосферой
б)
литосферой
в)
атмосферой
г)
геосферой
-
Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину,
называется…
а)
Вселенной
б)
природой
в)
миром
г)
материей
-
Первоначало, первопричина и носитель всего существующего – это…
а)
субстанция
б)
природа
в)
элементарные частицы
г)
Вселенная
-
Согласно диалектике, источником развития выступает…
а)
покой и равновесие
б)
разрешение внутренних и внешних противоречий
в)
любое изменение объекта
г)
внешнее воздействие на объект
-
Сведение высших форм движения к низшим ведет…
а)
к солипсизму
б)
к абстракционизму
в)
к нигилизму
г)
к механицизму
-
Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются…
а)
сущностью
б)
законом
в)
содержанием
г)
принципом
-
При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем
нередко происходит подмена философского и ________ взгляда на сознание.
а)
обыденного
б)
естественнонаучного
в)
мифологического
г)
эстетического
-
Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…
а)
креационизмом
б)
томизмом
в)
индетерминизмом
г)
провиденциализмом
-
Развитие – это...
а)
круговорот
б)
необратимое качественное изменение объектов
в)
любое изменение
г)
повторяющийся процесс
-
Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами XVII – XVIII
вв.…
а)
средних веков
б)
постмодернизма
в)
античности
г)
новое время
-
Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория….
а)
«бытие»
б)
«экзистенция»
в)
«явление»
г)
«сущность»
-
Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории…
а)
«бытие»;
б)
«сущность»;
в)
«взаимодействие»;
г)
«жизнь».
-
Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать
и воспроизводить действительность в идеальной форме:
а)
эмоции;
б)
чувствительность;
в)
раздражимость;
г)
сознание.
-
Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии
как проблема…
а)
истины;
б)
метода;
в)
соотношения субъекта и объекта познания;
г)
человека.
-
Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…
а)
немецкой классической философией;
б)
философией Возрождения;
в)
аналитической философией;
г)
философией Просвещения.
-
Источником содержания сознания для материалистов выступает…
а)
объективный мир;
б)
бессознательное;
в)
ощущение;
г)
Бог.
-
Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит…
а)
Аристотелю;
б)
Пифагору;
в)
Платону;
г)
Протагору.
-
Выберете верное суждение:
а)
«покой характерен только для неживых объектов»;
б)
«покой есть отсутствие движения»;
в)
«покой есть момент всякого движения»;
г)
«покой существует только в природе и отсутствует в обществе».
-
Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться…
а)
риторика;
б)
религия;
в)
право;
г)
наука.
-
Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть …
а)
скептицизм;
б)
эволюционизм;
в)
прагматизм;
г)
нигилизм.
-
Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи,
вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о
самоорганизации систем, называемым …
а)
кибернетикой;
б)
синергетикой;
в)
майевтикой;
г)
софистикой.
-
Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется …
а)
теорией;
б)
парадигмой;
в)
гипотезой;
г)
картиной мира.
-
Утрата объектом или предметной системой способности выполнению тех или иных
необходимых функций называют …
а)
случайностью;
б)
регрессом;
в)
круговоротом;
г)
прогрессом.
-
Христианство определяет бытие как …
а)
свободный дар Бога;
б)
материю;
в)
то, что создано человеком;
г)
все, что существует.
-
Понятие … обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания.
а)
акциденция;
б)
абстракция;
в)
субстанция;
г)
субстрат.
-
Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил
человека характерно для философии …
а)
Средних веков;
б)
немецкой классической философии;
в)
Нового времени;
г)
античности.
-
Структура сознания по З.Фрейду состоит из…
а)
Эроса и Танатоса
б)
Я и не-Я
в)
либидо и сублимации
г)
Оно, Я, Сверх-Я
-
Расположите формы движения материи в порядке их усложнения:
а)
химическая;
б)
биологическая;
в)
механическая;
г)
физическая;
д)
социальная.
-
Что, согласно Платону, является основой бытия:
а)
огонь;
б)
числа;
в)
атомы;
г)
идеи.
-
Кем из мыслителей была впервые предложена научная классификация форм движения
материи?
а)
Ф. Бэконом;
б)
Р. Декартом;
в)
Г. Лейбницем;
г)
Ф. Энгельсом.
-
Какая из концепций пространства и времени соответствует современной научной
картине мира?
а)
субстанциональная;
б)
реляционная;
в)
трансцендентальная;
г)
космофизическая.
-
Время в философском смысле – это…
а)
срок, подходящий для совершения каких-либо дел;
б)
часть месяца, дня, года;
в)
длительность существования объектов, последовательность смены их состояний.
-
Основной смысл антропного космологического принципа заключается в идее:
а)
беспредельности и вечности Вселенной в пространстве и времени;
б)
закономерности возникновения человека в ходе развития Вселенной;
в)
понимания человека как продукта творчества духовных сил Вселенной;
г)
развития Вселенной по законам естественной самоорганизации.
-
Существование человека по принципу Бытия (Э. Фромм) означает:
а)
стремление к богатству, к максимальному увеличению своей собственности;
б)
стремление к раскрытию своих творческих потенций, сопереживанию и помощи другим
людям;
в)
ориентацию на повседневность, быт, будни.
-
Выделите современное определение философского понятия материи:
а)
это любое вещество вообще;
б)
это разумное начало, лежащее в основе всех вещей;
в)
это атом, т.е. мельчайшие, неделимые частицы, из которых состоят все предметы;
г)
это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
-
Пространство в философском смысле – это…
а)
протяженность, структурность, объемы и взаимораспоряжение
объектов;
б)
промежуток между двумя объектами, ограниченный видимыми пределами;
в)
промежуток между двумя объектами, не ограниченный видимыми пределами.
-
Какой из мыслителей обосновал современное философское понимание материи,
ставшее общепризнанным?
а)
Г. Гегель;
б)
К. Маркс;
в)
А. Эйнштейн;
г)
В.И. Ленин.
-
Согласно диалектическому материализму основным атрибутом материи является:
а)
гравитация;
б)
энергия;
в)
масса;
г)
движение.
-
Под активностью материи в диалектико-материалистической философии понимается:
а)
ее способность к любым изменениям;
б)
способность изменяться под влиянием внешних факторов;
в)
способность к самодвижению и самоорганизации;
г)
способность к сохранению своих свойств.
-
Философское понимание субстанции означает:
а)
совокупность свойств предмета, выражающих его специфику;
б)
совокупность всех вещей и свойств мира;
в)
универсальную первооснову бытия, порождающую все сущее в мире;
г)
Бога как творца всего сущего.
-
Философское понятие «вторая природа» означает:
а)
живую природу в противовес мертвой, неорганической;
б)
природную среду, подвергшуюся экологическому разрушению;
в)
искусственный мир, созданный человеком;
г)
душевный мир человека.
-
Субстанциональное понимание пространства и времени означает:
а)
признание пространства и времени атрибутами материи, зависящими от нее и
взаимосвязанными друг с другом;
б)
независимость пространства и времени от материи и друг от друга;
в)
измеримость пространственных и временных характеристик.
-
В каком из определений дана верна характеристика философского понятия «бытие»?
а)
бытие – это весь материальный мир;
б)
бытие – это все формы духовной деятельности;
в)
бытие – это образ жизни, быт человека;
г)
бытие – это категория, характеризующая совокупную реальность (материальное и
идеальное).
-
Что понимается в современной науке под синергетикой?
а)
учение, опровергающее теорию диалектики;
б)
учение о возникновении биосферы Земли;
в)
учение об эволюции биологических видов;
г)
учение о самоорганизации материи.
- В чем заключается суть философской
проблемы бытия?
а) В определении способа существования и
направленности эволюции мира в целом и человека в нем.
б) В нахождении смысла жизни человека.
в) В неопределенности ответа на вопрос:
“быть или не быть?”.
г) В определении характера
взаимозависимости сущности и существования.
д) В поиске ответа на вопрос: “быть или
иметь?” (Э.Фромм).
- В какую историческую
эпоху в философии преобладала субстанциальная концепция бытия:
а) в Средневековье (Ф.Аквинский,
Августин Блаженный);
б) в XVII веке (Декарт, Спиноза);
в) в эпоху Просвещения (XVIII в. - П.Гольбах, Ж.Ламетри);
г) в ХХ в. (М.Хайдеггер,
Ж.-П.Сартр)?
- Что такое “онтологический нигилизм”
(термин М.Хайдеггера):
а) отрицание особой, трансцендентной
реальности, составляющей основу и предел доступного человеку мира, скрытой от
непосредственного восприятия;
б) “Если Бога нет, то все позволено”;
в) признание иррациональных начал основой
бытия;
г) последовательно атеистическая позиция?
- “Мы старались определить человека как
бытие, благодаря которому появляется Ничто, и это
бытие явилось нам как свобода ... Существование человека относится к его
сущности не как существование - к сущности вещного мира. Свобода предшествует
сущности человека, свобода - условие, благодаря которому сущность вообще
возможна. То, что мы называем свободой, неотчуждаемо от человеческой
реальности. Нельзя сказать, что человек сначала есть, а потом он свободен:
между человеческим бытием и свободой не может быть разницы.”
В каком философском направлении возможна
такая трактовка бытия человека:
а) в платонизме,
б) в средневековой схоластике,
в) в экзистенциализме,
г) в неотомизме,
д) в психоанализе?
- Какие характеристики приписываются бытию
античным философом Парменидом:
а) бытие едино, неделимо, неизменно,
неподвижно;
б) бытие множественно, делимо, изменчиво,
подвижно;
в) материально, дано в ощущениях,
противоречиво;
г) непознаваемо в принципе?
- Почему у античного философа Платона
именно идеи (эйдосы) составляют бытие, в то время как материя объявляется
небытием?
а) Потому, что это следовало из греческой
мифологии.
б) Потому, что только идеи обладают
свойствами единства, неделимости, неизменности, неуничтожимости,
т.е. представляют собой некий абсолют.
в) Потому, что только мир идей дан
человеку непосредственно и весь сразу (в его голове).
г) Потому, что в античном обществе
духовные ценности преобладали над материальными.
- Какой раздел философского знания
посвящен изучению проблемы бытия:
а) феноменология,
б) онтология,
в) гносеология,
г) аксиология,
д) антропология?
- Почему проблема бытия (что такое мир и
как он существует?) является философской, а не естественнонаучной?
а) Потому, что принципы ее решения выходят
за рамки любого возможного человеческого опыта и включают в себя неустранимые
ценностные предпочтения.
б) Потому, что любое ее решение неявно
предполагает существование в той или иной форме творца, т.е. Бога.
в) Потому, что так сложилось исторически,
хотя сегодня в этом уже нет особой необходимости в виду стремительного развития
естествознания.
г) Потому, что средствами науки нельзя
изучать явления духовной жизни (искусство, религию, мораль), которые также
являются формами бытия.
-
Определите, какое суждение может принадлежать только дуалисту?
а)
все действительное разумно;
б)
бог не существует;
в)
материя и сознание - две равнозначные субстанции;
г)
тела состоят из атомов.
-
Какие суждения правильны с точки зрения материализма?
а)
мои мысли и ощущения существуют объективно;
б)
мои мысли и ощущения не существуют объективно;
в)
мои мысли и ощущения существуют реально;
г)
мои мысли и ощущения не существуют реально.
-
С точки зрения Платона, истинное - это:
а)
бытие вещей;
б)
внутреннее душевное состояние;
в)
бытие идей;
г)
реализованные в действиях планы и цели людей.
-
Какое высказывание выражает метафизический поход?
а)
мир качественно многообразен;
б)
процесс движения - это количественные изменения;
в)
источник движения - внутренние противоречия;
г)
источник движения - сама материя.
-
Представители диалектики признают источником развития:
а)
внутренние противоречия;
б)
действие внешней механической силы;
в)
божественный промысел;
г)
проявление воли человека.
-
С позиции какого направления пространство определяется как протяженная пустота?
а)
субъективного идеализма;
б)
диалектического материализма;
в)
метафизического материализма;
г)
детерминизма.
-
Укажите наиболее точное понятие развития:
а)
развитие - это количественные изменения объекта;
б)
развитие - это всякое движение;
в)
развитие - это прогрессивные изменения;
г)
развитие - это необратимые качественные изменения
систем.
-
Какая из перечисленных форм движения матери является наивысшей?
а)
биологическая;
б)
масс-энергетическая;
в)
механическая;
г)
социальная.
-
Характеристика какого понятия дана в определении: «... - есть существенный,
устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями»?
а)
апейрон;
б)
знание;
в)
монизм;
г)
закон;
д)
эксперимент.
-
В каких случаях будет иметь место процесс развития?
а)
рождение человека;
б)
извержение вулкана;
в)
социальная революция;
г)
старение организма;
д)
движение поезда.
-
Какое суждение наиболее верно раскрывает соотношение необходимости и
случайности?
а)
одни явления в мире случайны, а другие необходимы;
б)
всякое явление и случайно, и необходимо в одном и том же отношении;
в)
в мире все необходимо, случайностей нет;
г)
всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях.
- Установите соответствие философских
моделей единства мира и онтологических концепций философов:
а) субстанциальная - допускается, что
в основе бытия лежит некая субстанция, из которой выводится все многообразие
мира;
в) функциональная - единство мира
объясняется наличием и функционированием в мире единых законов.
Онтологические концепции философов:
1) материализм
Спинозы, дуализм Декарта, монадология Лейбница;
2) материализм
французского Просвещения (Ламетри, Гольбах);
3) диалектический
материализм К.Маркса и Ф.Энгельса?
- Какие из нижеприведенных суждений
являются философскими:
а) материя - это
вещество, поле, плазма, вакуум;
б) материя - это
совокупность объектов, обладающих массой и энергией;
в) материя - это
объективная реальность, данная нам в ощущениях;
г) материя - это
инобытие абсолютной идеи?
- Расположите нижеприведенные понятия в
порядке возрастания степени их общности.
а) Материальный мир,
б) природный мир,
в) органический мир,
г) неорганический мир,
д) социальный мир.
- Установите соответствие философских
элементов бытия и перечисленных ниже понятий:
Элементы бытия:
а) объект:
б) свойства объекта;
в) отношение объекта.
1) планета,
2) закон природы,
3) энергия,
4) генетический код,
5) тяжесть,
6) атом,
7) собственность,
8) сознание,
9) человек?
- Что такое “системное свойство”?
а) Свойство, присущее каждому элементу системы
по отдельности.
б) Свойство, появляющееся в результате
объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.
в) Свойство, определяемое местом объекта в
определенной систематике (химического элемента в таблице Д.И.Менделеева,
например).
г) Способность объектов удовлетворять
требованиям определенной систематизации, классификации.
- Элементарные частицы и атомы относятся к
разным структурным уровням организации материи, потому, что:
а) они отличаются по размеру на несколько
порядков;
б) атом в принципе можно увидеть в
современный микроскоп, а элементарные частицы - в принципе нельзя;
в) атом имеет внутреннюю структуру
(состоит из элементарных частиц), а элементарные частицы - нет;
г) у атомов и элементарных частиц разные
внутренние структуры и законы взаимодействия?
- “Но даже генезис узнав
Таинственного мирозданья
И вещества живой состав,
Живой не создадите ткани.
Во всем послушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушить
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать.”
(И.В.Гете)
От какой ошибки в познании предостерегает
поэт устами своего героя:
а) антропоморфизм,
б) гилозоизм,
в) редукционизм,
г) идеализм?
- Каков с позиций современного
мировоззрения генезис взаимоотношения “высших” (более сложно организованных) и
“низших” структурных уровней организации материи?
а) Они появляются во Вселенной
одновременно в результате Большого взрыва.
б) Высшие уровни возникают эволюционным
путем на основе низших, надстраиваясь над ними.
в) Низшие уровни организации материи
появляются в результате деградации высших.
г) Никакой закономерной последовательности
в разновременном порядке возникновения высших и низших уровней не существует.
- Античные философы считали силу движения
принципом жизни. Ведь животные двигаются сами (душа движет тело), в то время
как мертвая материя движется только под внешним воздействием. Но Солнце и
планеты движутся без видимого внешнего воздействия, значит они тоже одушевлены
или по меньшей мере движутся богами.
Какой из открытых наукой Нового времени
принципов, показал, что античные философы были неправы:
а) принцип инерции;
б) принцип относительности;
в) принцип системности;
г) принцип дополнительности?
- Установите соответствие перечисленных
ниже групп понятий и теорий рассмотрения мира:
Группы понятий:
а) Противоречие, отрицание, развитие,
количество, качество.
б) Нелинейность, бифуркация, диссипативная
система, аттрактор, хаос.
в) Структура, элемент, интегративность,
целостность, иерархия, суммативность.
Теории рассмотрения мира:
1) теория систем;
2) синергетика;
3) диалектика.
- Принципы какого методологического
подхода представлены в этом перечне:
Всеобщая взаимосвязь всех
явлений, всеобщность движения, развития, источник развития - становление и
разрешение противоречий, взаимосвязь количественных и качественных изменений,
развитие через двойное отрицание.
а) системного,
б) структурно-функционального,
в) синергетического,
г) диалектического,
д) гипотетико-дедуктивного,
е) формально-логического?
- Какой принцип диалектики считается в
ней указывающим на источник любого развития:
а) принцип единства и борьбы
противоположностей;
б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;
в) принцип отрицания отрицания;
г) принцип противоречивого единства
необходимости и случайности?
- Какие четыре философские категории
используются для выражения диалектического принципа взаимосвязи количественных
и качественных характеристик объекта:
а) количество, качество, анализ, синтез;
б) количество, качество, единство,
борьба;
в) количество, качество, мера, скачок;
г) количество, качество, тезис,
антитезис?
- Какие из нижеприведенных явлений можно
рассматривать в качестве иллюстрации действия диалектического принципа
отрицания отрицания?
а) Семя - растение - семя.
б) Зима - лето - зима.
в) Товар - деньги - товар.
г) Работа - отдых - работа.
д) Вода - лед - вода.
- Что такое “синергетика”:
а) общая теория систем;
б) теория поведения систем с
положительной или отрицательной обратной связью;
в) теория экосистем, экологических
единиц биосферы;
г) теория самоорганизации открытых
неравновесных систем?
- Какие явления из приведенных ниже
можно отнести к синергетическим процессам:
а) механизм действия лазера;
б) видообразование в растительном и
животном мире;
в) процесс классообразования
в обществе;
г) образование политических партий,
блоков, движений;
д) появление неформальных лидеров в
малых группах;
е) появление нового поколения
компьютеров?
- Звезда по имени “Солнце” во много раз
массивнее планеты Земля. Влияет ли эта разница на характеристики
пространства-времени вблизи данных небесных тел?
а) Нет, не влияет.
б) Влияет, и это влияние зафиксировано
опытным путем.
в) Влияет, но влияние
это столь ничтожно, что зафиксировать его современными средствами
наблюдения нельзя.
г) Нет, не влияет, но будет влиять, если
эти небесные тела разогнать до скорости света.
- В чем проявляется взаимосвязь
пространства и времени друг с другом? Укажите верные ответы:
а) в том, что невозможно переместиться в
пространстве так, чтобы при этом не прошло какого-либо времени;
б) в том, что любой (достаточно крупной)
локальной области пространства присуще свое разделение событий на прошлые,
настоящие и будущие;
в) в том, что пространственно-временные
характеристики объектов зависят от скорости их движения, и при этом величина
изменений пространственных параметров однозначно соответствует определенному
изменению времени, и наоборот;
г) в том, что единое пространство нашей
планеты делится на временные пояса.
- Как следует понимать лозунг-девиз
синергетики: “Хаос рождает порядок”?
а) Вселенная когда-то родилась из хаоса,
но с тех пор в ней преобладает упорядоченность.
б) Хаос и порядок во Вселенной
равновесны, они непрерывно перетекают друг в друга.
в) Вселенная в целом хаотична, но
периодически в ней возникают “островки” упорядоченности, которые через
определенное время разрушаются.
г) Хаотичное состояние включено в цикл
развития системы: в каждом цикле она может “подняться” на более высокий уровень
организации и порядка, только пройдя через фазу сильно неравновесного, т.е.
подобного хаосу состояния.
- В истории научно-философских представлений
о пространстве и времени сформировались две концепции: субстанциальная и
реляционная. В первой из них пространство и время рассматриваются как
самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.
Во второй - пространство и время понимаются как системы отношений, образуемых
взаимодействующими материальными объектами.
Какая из этих концепций ныне является
преобладающей:
а) субстанциальная,
б) реляционная?
-
Онтология — это учение:
а)
о ценностях, об их происхождении и сущности;
б)
о развитии вселенной;
в)
о бытии как таковом;
г)
о духовной культуре общества и человека;
д)
о сущности человеческой истории.
-
Кто из древних философов первым сформулировал понятие «бытие»?
а)
Пифагор;
б)
Гераклит;
в)
Парменид;
г)
Платон;
д)
Сократ.
-
Какое из данных философских понятий возникло первым?
а)
материя;
б)
бытие;
в)
субстанция;
г)
первоначало.
-
Аристотель выдвинул двойственную концепцию понимания бытия:
а)
пассивную материю и активную форму;
б)
активную материю и пассивную форму;
в)
активное сознание и пассивную форму;
г)
пассивное сознание и активную форму.
-
Развитие, сопровождающееся появлением более совершенного качества по сравнению
с предыдущим:
а)
деградация;
б)
упадок;
в)
регресс;
г)
прогресс;
д)
интеграция.
-
Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах
ее движения и развития:
а)
причинность;
б)
детерминизм;
в)
дуализм;
г)
синергия;
д)
индукция.
-
Детерминизм является учением:
а)
о божественной предопределенности;
б)
о всеобщей познаваемости мира;
в)
о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г)
о непознаваемости мира;
д)
о сотворении мира.
-
Материалисты утверждают, что:
а)
существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и
духовное;
б)
первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в)
материя существует абсолютно, она несотворима и
неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г)
мир создан Богом из ничего.
-
Материалисты утверждают, что материя – это:
а)
пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б)
объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в)
абсолютное Единое;
г)
абстрактное понятие.
-
Идеалисты утверждают, что:
а)
первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б)
существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и
духовное;
в)
материя существует абсолютно, она несотворима и
неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г)
материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д)
мир создан Богом из ничего.
-
Пантеизм — это:
а)
учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда
отождествляя их;
б)
учение, утверждающее познаваемость мира;
в)
учение, о духовной культуре общества;
г)
о сущности познания, о путях постижения истины;
д)
о сущности человеческой истории.
-
Гилозоизм — это:
а)
учение о природе;
б)
учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в)
учение о бытии как таковом;
г)
учение о мире как таковом;
д)
учение о духовной культуре общества и человека.
-
Что является первоначалом в материалистических философских концепциях?
а)
дух;
б)
сознание;
в)
материя;
г)
логос;
д)
опыт.
-
Что является первоначалом в идеалистических философских концепциях?
а)
дух;
б)
божество;
в)
материя;
г)
логос;
д)
опыт.
-
Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению
нового качества – это:
а)
движение;
б)
деформация;
в)
регресс;
г)
развитие;
д)
трансформация.
-
Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и
повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а)
термины;
б)
категории;
в)
символы;
г)
универсалии;
д)
парадигмы.
-
Сущность любых объектов мира проявляется:
а)
в их внутренних качествах;
б)
в их внешних признаках;
в)
в их обособленности;
г)
во взаимодействии с другими объектами.
-
Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность
смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а)
время;
б)
пространство;
в)
движение;
г)
развитие;
д)
взаимодействие.
-
Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность,
сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а)
время;
б)
пространство;
в)
движение;
г)
развитие;
д)
взаимодействие.
-
К основным трактовкам пространства и времени относят:
а)
субстанциональную;
б)
реляционную;
в)
иррациональную;
г)
экзистенциальную;
д)
субъективно-идеалистическую.
-
К основным трактовкам категории материи относят:
а)
субстратную;
б)
корпускулярную;
в)
континуальную;
г)
экзистенциальную;
д)
иррациональную.
-
С точки зрения континуальной трактовки, материя есть нечто:
а)
обладающее энергией и массой;
б)
обладающее душой и жизненностью;
в)
обладающее пространственно-временными характеристиками;
г)
обладающее волей и желанием;
д)
находящееся в движении.
-
Универсальной формой существования материи является:
а)
неподвижность;
б)
сознание;
в)
движение;
г)
определенный набор форм;
д)
ограниченность в пространстве.
-
Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы (укажите все
варианты):
а)
психологические и эмоциональные;
б)
гравитационные и электромагнитные;
в)
энергетические и информационные;
г)
социальные и институциональные.
-
Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:
а)
явление;
б)
закон;
в)
условие;
г)
качество;
д)
карма.
-
Неравномерность протекания присуща:
а)
физическому времени;
б)
математическому времени
в)
биологическому времени;
г)
историческому времени.
-
Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:
а)
наивный;
б)
механистический;
в)
метафизический;
г)
стихийный;
д)
диалектический.
-
Материализм Фейербаха получил название:
а)
наивный;
б)
механистический;
в)
метафизический;
г)
антропологический;
д)
диалектический.
-
Сведение высших форм движения материи к низшим носит название:
а)
эмпиризма;
б)
формализма;
в)
релятивизма;
г)
редукционизма;
д)
агностицизма.
-
Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической
носит название:
а)
формализма;
б)
релятивизма;
в)
механицизма;
г)
эмпиризма;
д)
агностицизма.
-
Сторонники диалектического материализма понимают материю как…
а)
Объективную реальность
б)
Виртуальную реальность
в)
Субъективную реальность
г)
Субстрат
-
Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение
отношений между материальными объектами,
называется…
а)
Идеалистической
б)
Реляционной
в)
Материалистической
г)
Субстанциональной
-
Отрицанием в диалектике является…
а)
Абсолютизация момента преемственности в процессе развития
б)
Отказ от преемственности в процессе развития
в)
Хаос и неустойчивость
г)
Переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением
некоторых элементов старого состояния
-
Одномерность, однородность, необратимость – свойства такого атрибута материи,
как…
а)
Непрерывность
б)
Пространство
в)
Время
г)
Структурность
-
Представления древних мыслителей об изменчивости мира характеризуются как …
а)
Стихийная диалектика
б)
Идеалистическая диалектика
в)
Диалектический материализм
г)
Исторический материализм
-
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и
времени дано в теории…
а)
Физикализма
б)
Натурфилософии
в)
Относительности
г)
Синергетики
-
Движение – это …
а)
Механическое перемещение
б)
Любое изменение
в)
Необратимый качественный процесс
г)
Целенаправленный процесс
-
Философское учение об универсальной одушевленности материи называется…
а)
Натурализм
б)
Анимизм
в)
Гилозоизм
г)
Спиритуализм
-
И объективный идеализм, и материализм исходят из
того, что…
а)
Материальное бытие является первичным, порождающим сознание, дух
б)
Мир существует вне и независимо от человеческого сознания
в)
Внешний мир есть проявление духовного бытия, универсального сознания, абсолюта
г)
Вещи есть комбинация человеческих ощущений
-
Дуалистическая позиция
Р. Декарта характеризуется разделением бытия на две субстанции …
(укажите все правильные варианты)
а)
протяженная субстанция
б)
рассудочная субстанция
в)
разумная субстанция
г)
мыслящая субстанция
-
Смысл понятия «деизм» заключается в …
а)
Признании первичности материи и производности от нее духа
б)
Признании двух равноправных начал: духа и материи
в)
Отождествлении Бога и природы
г)
Представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей
-
Бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат
любых свойств, связей, отношений и форм движения, это:
а)
Материя
б)
Абсолют
в)
Космос
г)
Бытие
-
Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю
(субстанцию) с...
а)
Объективной реальностью
б)
Телесными вещами
в)
Различными природными стихиями
г)
Бытием как таковым
-
Философы-идеалисты понимают под субстанцией…
а)
Дух
б)
Космос
в)
Материю
г)
Природу
- В основе философии лежит(-ат)...
а)
Вопрос о бытии
б)
Осмысление научных открытий
в)
Размышления философов
г)
Признание многообразия мира
-
Согласно ________, мышление и бытие являются независимыми друг от друга
субстанциями.
а)
Пантеизму
б)
Дуализму
в)
Идеализму
г)
Материализму
-
Новый тип диалектики, основанный не на идеализме, а на материализме, был создан
в середине XIX века …
а)
Марксизмом
б)
Позитивизмом
в)
Модернизмом
г)
Экзистенциализмом
-
К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежит закон…
а)
Исключенного третьего
б)
Единства и борьбы противоположностей
в)
Перехода количественных изменений в качественные
г)
Отрицания отрицания
-
Единство качества и количества есть...
а)
Норма
б)
Время существования
в)
Граница
г)
Мера
-
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики...
а)
Отражают саморазвитие абсолютного духа
б)
Имеют универсальный характер
в)
Реализуются только в живой природе
г)
Есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
- Протяжённость, трёхмерность,
изотропность, обратимость считаются свойствами...
а)
Времени
б)
Мышления
в)
Движения
г)
Пространства
-
Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу
мироздания.
а)
«Акциденция»
б)
«Субстанция»
в)
«Абстракция»
г)
«Субстрат»
-
Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи,
вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о
самоорганизации систем, называемым...
а)
Софистикой
б)
Майевтикой
в)
Синергетикой
г)
Кибернетикой
-
Ф. Энгельс полагал, что основным способом существования материи является…
а)
Движение
б)
Категория
в)
Понятие
г)
Субстанция
-
Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с
позиции...
а)
Объективного материализма
б)
Диалектического материализма
в)
Субъективного идеализма
г)
Эмпириокритицизма
-
Верным является суждение, что...
а)
«Покой есть момент всякого движения»
б)
«Покой существует только в природе и отсутствует в обществе»
в)
«Покой характерен только для неживых объектов»
г)
«Покой есть отсутствие движения»
-
Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:
а)
Духовное
б)
Психологическое
в)
Информационное
г)
Трансцендентальное
-
Бытие как объективная реальность обозначается термином...
а)
Сознание
б)
Субстрат
в)
Вещество
г)
Материя
-
Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая
от них, впервые высказана мыслителями …
а)
Средневековья
б)
Античности
в)
Ренессанса
г)
Просвещения
-
Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от
движения и взаимодействия тел, представителями __________ материализма
а)
Диалектического
б)
Метафизического
в)
Географического
г)
Антропологического
-
Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют
пространство и время
а)
Субъективные идеалисты
б)
Материалисты
в)
Метафизики
г)
Диалектики
-
Пространство и время – это ______ бытия
а)
Формы
б)
Атрибуты
в)
Признаки
г)
Характеристики
-
Социальное время, имея физическую основу, связывается с:
а)
Важнейшими историческими событиями
б)
Социальными структурами
в)
Научными и техническими открытиями
г)
Индивидуальным восприятием социальных процессов
-
Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной
диалектики, законы движения и развития мышления, познания – ___________
диалектики
а)
Субъективистской
б)
Субъективной
в)
Интуитивной
г)
Экзистенциальной
-
Диалектический закон отрицания отрицания выражает:
а)
Направленность развития
б)
Механизм развития
в)
Противоречивость развития
г)
Источник развития
-
Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности,
сложности характеризуют как …
а)
Регресс
б)
Движение
в)
Онтогенез
г)
Прогресс
-
Обоснование материального единства мира в XIX было дано с точки зрения идеи…
а)
Прогресса
б)
Динамики
в)
Развития
г)
Детерминизма
-
Основоположниками синергетики являются…
а)
К. Маркс и Ф. Энгельс
б)
Л. Берталанфи и Н. Винер
в)
В. Вернадский и К. Циолковский
г)
Г. Хакен и И. Пригожин
-
Понятие «мера» связано с законом...
а)
Взаимного перехода количественных и качественных изменений
б)
Отрицания отрицания
в)
Взаимопроникновения противоположностей
г)
Превращения и сохранения энергии
-
Основными проблемами онтологии являются … (укажите все правильные варианты)
а)
проблема бытия и небытия
б)
проблемы человека
в)
проблема соотношение материи и сознания
г)
проблема познаваемости мира
-
Согласно концепции Ф. Энгельса, основными формами движения материи, являются …(укажите все правильные варианты)
а)
математическая, физическая
б)
физическая, химическая, биологическая
в)
историческая, географическая, геологическая
г)
механическая, социальная
-
Материя в виде вещества существует в следующих состояниях … (укажите все
правильные варианты)
а)
газообразное
б)
электромагнитное
в)
плазма
г)
гравитационное
-
Соотношение покоя и движения наиболее верно отражено в суждениях: (укажите все
правильные варианты)
а)
Движение и покой не связаны между собой.
б)
Всякое движение стремится к покою и заканчивается им.
в)
Покой есть момент движения.
г)
Движение всегда абсолютно.
-
Идеи диалектики развивали такие представители немецкой классической философии,
как … (укажите все правильные варианты)
а)
И. Кант
б)
А. Шопенгауэр
в)
Л. Фейербах
г)
Г. Гегель
-
Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на …
а)
историю
б)
Психологию
в)
философию
г)
Естествознание
-
Джордж Беркли в своем учении опровергает существование …
а)
ощущений
б)
сознания
в)
материи
г)
Бога
-
Основные законы _________ были сформулированы Г. Гегелем.
а)
антропологии
б) механики
в)
теории естественного права
г)
диалектики
-
Развитием, с точки зрения диалектики, является…
а)
количественное изменение в структуре объекта
б)
любое изменение
в)
необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира
г)
циклическое движение
-
Раздел философии, изучающий
отношение материального и духовного, называется…
а)
антропология
б)
гносеология
в)
аксиология
г)
онтология
-
Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой:
а)
Схоластики
б)
Метафизики
в)
Софистики
г)
Диалектики
-
Диалектикой называется…
а)
искусство ведения диалога
б)
логическая ошибка
в)
методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости,
изменчивости и взаимосвязи
г)
техника использования понятий, исключающая эмоциональную беспорядочность
обыденного спора
-
Парменид полагал, что бытие …
а)
Множественно
б)
Неподвижно, неизменно и умопостигаемо
в)
Есть чувственно-воспринимаемый мир
г)
Есть процесс непрерывного изменения и становления
-
Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к
познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как…
а)
иллюзия
б)
копия, «слепок» вещей
в)
иероглиф
г)
субъективный образ объективного мира
-
Духовное бытие имеет 2 формы … (укажите все правильные варианты)
а)
индивидуальное
б)
социальное
в)
объективированное
г)
индивидуализированное
-
Представители ______ считают сознание неотъемлемым атрибутом материи. (укажите
все правильные варианты)
а)
панпсихизма
б)
диалектического материализма
в)
объективного идеализма
г)
пантезма
-
К уровням бытия относятся …
а)
духовный
б) личностный
в)
рациональный
г)
эмпирический
-
Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а)
бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности;
человек
есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; 1)
Бл. Августину;
б)
Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все
порождающее, источник всякого бытия; 2) Ж.-П. Сартру;
в)
быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект
восприятия — одно и то же. 3) Дж.
Беркли.
-
Установите соотвествие понимания времени той или иной
философской концепции:
а)
пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе; 1) реляционная;
б)
пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами; 2)
субстанциональная;
в)
пространство и время – это формы восприятия мира; 3)
субъективно-идеалистическая.
-
Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:
а)
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над
бездною; и Дух Божий носился над водою; 1) элеаты;
б)
пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по
величине и форме;
кружась
в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц
подчинено необходимости;
2)
христианство;
в)
неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее;
сплошное, наполненное, отсутствие небытия. 3) атомисты.
-
Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:
а)
бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет
возникновения (начала),
оно
вечно возникающее; постигается с помощью размышления; 1)
Гегель;
б)
бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно
материально,
к
его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа,
биосфера, общество и т. д.;
2) Маркс;
в)
бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие
идеи — природа;
понятие
есть истина бытия; 3)
Беркли;
г)
бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
4) Платон.
email:
KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа,
почтовый ящик 21